|
|
N°49, 21 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефтяная дипломатия
Россия не будет увеличивать свой экспорт
Премьер Михаил Касьянов после вчерашней встречи с представителями крупнейших нефтекомпаний объявил о том, что существующие ограничения на экспорт нефти продлеваются на второй квартал. Это решение было скорее техническим: соответствующие экспортные графики неделю назад уже утвердила комиссия под председательством вице-премьера Виктора Христенко, а вчера глава кабинета министров обсуждал с нефтяниками совершенно другие проблемы, о которых они договорились не распространяться.
Как удалось выяснить газете «Время новостей», к Михаилу Касьянову пришли главы шести компаний -- Вагит Алекперов (ЛУКОЙЛ), Евгений Швидлер («Сибнефть»), Михаил Ходорковский (ЮКОС), Семен Кукес (ТНК), Владимир Богданов («Сургутнефтегаз») и Сергей Богданчиков («Роснефть»). Хотя среди них нет единого мнения относительно ограничений на экспорт нефти (гг. Швидлер и Ходорковский намерены в этом году резко увеличить объем добычи в своих компаниях, а например, г-н Алекперов поддерживает идею стабилизации мировых цен за счет сокращения поставок), компромисс был найден. Г-н Касьянов объявил, что в случае изменения мировой конъюнктуры нефтяников вновь позовут в Белый дом, и, возможно, экспортные объемы будут изменены.
Нынешние параметры мировых цен на нефть, по мнению Михаила Касьянова, являются справедливыми. «Сегодняшний уровень цен нас удовлетворяет», -- сказал он и добавил, что цели, которые Россия ставила перед собой, вводя ограничения, «достигнуты». К тому же росту стоимости сырья, по мнению г-на Касьянова, способствует экономический рост в США и Западной Европе. Однако, отметил премьер, несмотря на положительные тенденции в первом квартале, рынок «нуждается в дальнейшей стабилизации». Решение России не увеличивать нефтеэкспорт с учетом аналогичной политики ОПЕК, а также ряда стран, не входящих в картель, должно как раз зафиксировать цену в коридоре 20--25 долл. за баррель.
Россия уже второй раз поддержала усилия ОПЕК по сокращению экспорта нефти, несмотря на то, что в последние несколько недель мировые цены стабильно растут. Эксперты полагают, что Москва решила проявить «нефтяную дипломатию», а это выгодно не только с политической точки зрения. «Такая позиция России позволяет исключить резкие скачки цен, которые весьма невыгодны экспортерам, -- говорит представитель одной из нефтяных компаний. -- Кроме того, почти все перерабатывающие заводы загружены не полностью, и скорее всего, как и в первом квартале, будет увеличен экспорт нефтепродуктов».
Цена на российскую смесь Urals в последние дни держится около отметки в 23 долл. за баррель, на сырье марки Brent -- около 24,7 долл. После того как стало известно о продлении ограничений на экспорт российской нефти и одобрении этого шага руководством ОПЕК, апрельские фьючерсы на Brent на Лондонской бирже пошли вверх. Правда, темпы роста несколько ослабли после заявления вице-президента США Дика Чейни о том, что ударов по Ираку в ближайшей перспективе не планируется. Тем не менее к вечеру цена барреля Brent с поставкой в апреле достигла отметки 25,26 доллара.
Рост нефтяных цен заставил российских политиков заговорить о том, что бюджет на этот год скорее всего будет выполнен. «В настоящее время нет оснований полагать, что бюджетные статьи этого года будут скорректированы в сторону уменьшения», -- заявил вчера журналистам экономический советник президента Андрей Илларионов. Меры ОПЕК по снижению поставок нефти и присоединение России к этим мерам, «конечно, помогут нашей стране решить некоторые краткосрочные фискальные задачи», но в среднесрочной и долгосрочной перспективе, полагает он, высокие мировые цены на нефть приведут к замедлению экономического роста в стране.
В то же время министр энергетики Игорь Юсуфов сказал газете «Время новостей», что «хорошая цена на нефть -- в интересах федерального бюджета с точки зрения сбора налогов». А его заместитель Олег Гордеев считает, что сегодня наиболее приемлемым уровнем цен для России является диапазон 20--25 долл. за баррель российской смеси: это «позволит стимулировать развитие национального нефтяного комплекса».
Тем не менее экспортные квоты по-прежнему вряд ли будут соблюдаться. Как считают эксперты, Россия уже сейчас нарушает экспортный график и экспортирует 2,6 млн баррелей в сутки вместо заявленных 2,5 млн. «Дело в том, что точно выполнить график технически невозможно, -- говорит аналитик Petroleum Argus Михаил Перфилов, -- так как поставки идут неравномерно, сильно зависят, например, от погоды в портах, наличия танкеров и т.д.». Поэтому говорить о реальной поддержке ОПЕК можно только тогда, когда будет сокращена отгрузка нефти, а не экспортные графики.
Елена СУПОНИНА, Николай ГОРЕЛОВ