Время новостей
     N°143, 08 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.08.2008
Добро пожаловать, или Посторонним В
Новый лагерь современного искусства провел два фестиваля
Когда «Арт-Клязьма» -- устраиваемый Ольгой Лопуховой на берегу Пироговского водохранилища фестиваль произведений, созданных на природе, -- приказала долго жить, стало немного грустно. Ну в самом деле, «Арт-Клязьма» была не только местом веселой тусовки артсообщества в сезон отпусков и хорошей погоды, но и местом обучения малоосвоенному в России жанру пространственных искусств -- лэнд-арту. Жанр, между прочим, требует чутко понимать специфику артификации природного ландшафта. Невнимание к контексту тут же карается провалом. Ни одна галерея не даст таких прекрасных уроков пространственного мышления, как щедрая натура.

Сегодня можно сказать, что надежда на процветание лэнд-арта в России все же не потеряна. Помимо регулярных и отличных фестивалей, проводимых в деревне Никола-Ленивец Калужской области (там, где работает артель «Никола-Ленивецкие промыслы» Николая Полисского и династии архитекторов трудятся не покладая рук), с этого лета активно осваивается новый пленэр, артлагерь «Веретьево» в живописном местечке под Талдомом. Лагерь принадлежит президенту PR-агентства «ИМА-консалтинг» Андрею Гнатюку. Лагерь был когда-то пионерским, и знакомая многим ретроэстетика с аллеями героев, палатами на девять человек в деревянных домиках, жестким распорядком дня, включающим трехразовое питание из больших нержавеющих котлов с кроваво-красными надписями «щи суточные» и «компот», определяет специфический имидж Веретьева. Всем приглашенным на артфестивали художникам и гостям выдаются, например, талоны на питание. На них указано точное время трехразовой кормежки. Попробуй опоздай. Останешься голодным.

Художественный ретрообраз Веретьева как базы отдыха уже давно создан при участии Андрея Бильжо. С этого года г-н Гнатюк, заручившись поддержкой своих друзей из Государственного центра современного искусства, рискнул впустить в свой лагерь целый десант креативных и энергичных мастеров искусств. Риск оказался оправдан.

За июль--август 2008 года прошло два фестиваля. Один состоялся в начале июля. Собрал молодых художников и проходил в рамках первой биеннале «Стой! Кто идет?» под руководством под руководством куратора биеннале Дарьи Пыркиной. Второй закончился только что (хотя объекты можно посмотреть и сегодня по предварительному соглашению с хозяевами Веретьева). Был организован Марией Сигутиной и состоял из работ художников более старшего поколения. Два фестиваля очень дополнили друг друга. В первом командовали парадом ландшафтные объекты и перфомансы. Во втором использованы домики пионерлагеря, которые превратились в импровизированные галереи с выставленной в них живописью и видеоартом. В обоих случаях художников приглашали за две-три недели до вернисажа. И в традициях художественных колоний позапрошлого века они жили в Веретьеве и творили сообща.

В домиках-галереях искусство, честно сказать, вполне предсказуемое. Что, конечно, не отменяет симпатии к нему. Запомнились каллиграмы-иероглифы из железных решеток Дмитрия Гутова. Понравились живописные портреты светильников-нарциссов Дианы Мачулиной. Эти светильники не дают свет, а отражают его самовлюбленными бликами. Очередную графическую серию на чеченскую тему показал Алексей Каллима. В традициях советского экспрессионизма Самохвалова и Дейнеки он запечатлел тренировки пригрезившейся ему женской сборной Чеченской Республики по парашютному спорту. Симпатичное и очень неновое видео совокупляющихся супрематических фигур с наложенным порносаундом привез Алексей Булдаков...

Однако самое интересное, на мой взгляд, притаилось в пейзажах «Арт-Веретьево». От первого фестиваля остались прекрасные объекты, большинство которых сделано участниками бывшего сквота «Типография Оргинал»: Арсением Жиляевым, Хаимом Соколом, Алиной Гуткиной, Ильей Трушевским. Качество объектов подтверждает, что совместная жизнь колонией, артелью -- во имя искусства -- не только дань романтическому прошлому, но и эффективнейшая артстратегия. Сокол сделал аллею славы из поставленных на постаменты водосточных труб. «Герои» безобразны, абсурдны, но чем-то уязвимы и доверчивы, как персонажи известных мультфильмов из пластилина. Алина Гуткина возвела модульный дощатый небоскреб. Вариант известной темы «леса в лесах». Илья Трушевский пустил под корнями деревьев «соки земли»: в трех маленьких прямоугольных ямочках какая-то жидкость гонится по спутанным в клубок прозрачным шлангам, и в прозрачные окошечки в почве ты наблюдаешь, как агрессивный «индастриал» атакует нетронутую естественную среду. Арсений Жиляев сделал прямо-таки хит: супрематический, как архитектон Малевича, трактор из черной обмазанной мазутом фанеры появляется в зарослях леса, родившись, как Венера из пены морской, из осушенного болота. Такой получился символ пришествия нового искусства в сонные дебри исчезнувшего лесного пионерлагеря.

Настоящим открытием первого фестиваля в Веретьеве (и биеннале в целом) стал художник Андрей Кузькин. Он сделал несколько очень хороших работ -- оммажей московскому концептуализму. Инсталляции в природном ландшафте, например плавающая в маленькой заводи реки Дубны табличка «Все, что я хотел сказать, но не смог». А в дни открытия показал отличный перфоманс: с обнаженным торсом, облепленный комарами и слепнями, ходил привязанный веревкой к шесту по кругу платформы с остывающим в ней грязно-серым бетоном. Ходил четыре часа кряду, пока бетон не остыл, а ноги окончательно не покрылись кровавыми рубцами. Такой вышел неслабый вызов Художника Культуре с ее «проклятыми вопросами», запечатленными и в грязно-бурой гамме картин передвижников с вечной дорожной распутицей, и в «Бурлаках» Репина, и в «Прогулке» заключенных Ван Гога... Безучастным к этому вызову зритель не остался уж точно!

На втором фестивале работ такой энергии, признаться, не было. Однако хороший лэнд-арт тоже порадовал. Валерий Чтак сделал прозрачную, будто накинутая на лес сеть, конструкцию из 44 швабр, строящих композицию, будто линии в геометрической проекции. Алексей Каллима из разноцветной липкой ленты для ловли мух и комаров смастерил «Ловушку для вампиров». Кусок чащи он окрутил лентами, превратив лес в подобие лабиринта, где нужно двигаться в разноцветных тоннелях, часто заманивающих в тупики с подвешенными для привлечения комаров лампочками. Получившемуся силовому полю с тактильным, осязаемым воздействием цвета, возможно, порадовался бы знаменитый теоретик и практик русского авангарда, экспериментировавший с областью физиологии зрения и поисками «четвертого измерения» Михаил Матюшин.

На будущий год «Арт-Веретьево» обещают вновь. Так что лэнд-арту шанс оставлен.

Сергей ХАЧАТУРОВ