Время новостей
     N°142, 07 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.08.2008
Собрание собраний
В Москве открылся фестиваль коллекций современного искусства
Видимо, мертвый сезон этим летом для артжизни не случится. Информационные поводы тянутся складненькой новостной лентой. Не успели мы распрощаться с большим фестивалем молодого искусства, как «здрасте-пожалуйста» -- принимайте новый фест. На сей раз коллекций современного искусства. Продлится фестиваль два месяца (аж до 27 сентября). Подготовлен Минкультом и Государственным центром современного искусства (ГЦСИ). Кураторы -- сотрудники ГЦСИ (Алина Федорович), галеристы и художники (Игорь Шелковский, Сергей Попов...). Задействованы многие московские площадки, от «Проект Фабрика» до ГТГ на Крымском валу и Музея личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина. В почтенных музеях ожидаются «круглые столы» на тему специфики формирования коллекций современного искусства.

Начался фестиваль с масштабного смотра видеоарта из коллекции Центра современного искусства. В выставочном зале ГЦСИ мигают большие и маленькие экраны с видеоработами известных и молодых авторов. Большинство работ центру подарено. Ставшее систематическим знакомство с лучшими образцами видеоарта мэтров современного искусства (Дмитрия Александровича Пригова, Валерия Айзенберга, Вадима Захарова) способствует тому, что барьер отчуждения между невиданным еще недавно видео и нами преодолевается вполне успешно. Глаз, мысль и чувства воспитались, и курсирующий между разными материками визуальности (от картины до компьютерного аниме) видеоарт принимается теперь как родной.

Впрочем, не все выставленное в ГЦСИ видео убедительно в одинаковой степени. Большинство работ тех, кого мэтрами назвать еще нельзя, сделаны на эксплуатации одной, старательно артикулированной визуальной идеи, найденного лейтмотива. Например, Яков Каждан с помощью присвоенных обществом потребления великих образов мирового искусства критикует рекламное засилье. Вдохновившись одновременно и фреской Микеланджело и заставкой телефона Nokia, он запечатлел узнаваемое, как улыбка Джоконды, движение навстречу друг другу двух рук. Только на его видео они встречаются, чтобы обменяться товарами повседневного спроса. Нельзя сказать, чтобы работа поражала глубиной замысла или совершенством исполнения. Так же как и давнее видео АЕС+Ф с детьми из модельных агентств, в беленьком нижнем белье толпящимися в парадной дворцовой зале. Дети жмутся друг к другу, а камера беззастенчиво смакует их растерянные личики, держа планы в замедленном темпе. Работа называется «Лесной царь», и она была у истоков серии АЕС+Ф о развенчании мифа безгреховного детства. Только невнятность этих первых опусов (в отличие от сложившихся последних, с Венецианской биеннале прошлого года) сама по себе толкает на двусмысленные выводы о навязчивости темы и распутном смаковании ее. Состояние истеричной медитативности (простите за такой оксюморон) стало темой хорошей работы Ксении Перетрухиной «Стишок». Сперва в мизансцене чеховской пьесы и старых фотографий с господами из позапрошлого века мальчик, встав на табуреточку, читает перед светским обществом стишок. Потом сцену заполняют тибетские монахи в красных развевающихся одеяниях. Они экзальтированно молятся. Выходит, что мальчик становится кем-то вроде маленького Будды. Дует сильный ветер, и все преображается в согласии с цветовой гаммой картин барокко. Все-таки призраки фильмов Гринуэя все еще преследуют молодых художников.

Из видео этого нового поколения, пожалуй, одна работа претендует на статус шедевра. В ней рассеянные по разным молодым видеоработам, найденные, выпестованные темочки и лейтмотивчики складываются в полифоническую многомерную по смыслу симфонию. Это «Ода» 2002 года Виктора Алимпиева и Мариана Жунина, показывавшаяся в 2003 году в рамках Венецианской биеннале в одном из основных кураторских проектов. Разделив фильм на двадцать одно движение-главу, художники виртуознейше и совершенно свободно, доверяясь лишь прихотливой игре ассоциаций, инсценируют механику поэтического восторга в мировой культуре. При том изощренно вплетают пластические темы античного театра, комедии дель арте, классицистической риторики. Инсценированное скорее по законам старинного зрелища, требующее внимательного соучастия творение Алимпиева и Жунина впускает в себя и призрак «демона вдохновения» Буало, и рассыльных славословий -- эпиникийские хоры Пиндара, и персонажей Беккета, и маски Венецианского карнавала (занятно, что среди занятых в фильме загримированных под белолицые маски героев комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн, с блеском вписавшийся в компанию дель арте). Словесная партитура замысловато соотносится с пластической. Каждый риторический элемент, будь то собирание «говорящих» складок одежды или ритуальная жестикуляция в аффекте триумфа, найден и увиден. Все вместе с великой силой проявляет нашу сладострастную покорность коллективным психозам и громадью восторженной паранойи. И главное, что эта «Ода» такую паранойю не осуждает. Действительно же устроено шедеврально. Одический пафос функционирует как часы. Ведь монтировавшие его греки продумали все, вплоть до ритмов дыхания. Мудрые Алимпиев и Жунин не приговаривают, не разоблачают, а демонстрируют изначальную многополярность этического и эстетического. К тому же в этой работе то точное соотношение импровизации и железной логики композиции, что только и есть суть большого искусства (вторая работа, порадовавшая этой найденной мерой, -- «Три сестры» нижегородской группы Провмыза).

На следующий день в новой, обрадовавшей многих отменным чувством вкуса и пониманием многообразия тонких культурных связей, лондонско-московской галерее Ravenscourt в Гагаринском переулке открылась выставка из коллекций Максима Боксера, Ольги Ковалевой и Алены Солод. Состав представляющих искусство последних десятилетий коллекций убеждает, что самые новые опусы уже вводятся в историю и приобретают вес не цены, но ценности. Особо замечателен первый экспонат выставки -- рисунок с горой драконов, выполненный в изысканной, чуть-чуть комиксовской, чуть-чуть стилизующей старинную графику манере Георгием Острецовым в 1983 году. Художнику, как и будущему коллекционеру, куратору галереи Ravenscourt Максиму Боксеру, было тогда 16 лет. Они были одноклассниками, и историческая сделка, предопределившая судьбы обоих, состоялась на перемене. Сумма продажи по меркам бюджета советского школьника астрономическая -- три дореформенных честных советских рубля.

Сегодня в Музее и общественном центре имени Сахарова для публики открывается еще одна выставка -- находящиеся в личных коллекциях архивы и изобразительный ряд уникального журнала неофициального русского искусства «А--Я», издававшегося в Париже с 1979 по 1986 год. Куратор выставки, редактор журнала, художник Игорь Шелковский собрал материалы, связанные с именами постоянных участников «А--Я» Игоря Голомштока, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Франциско Инфантэ, Эдуарда Гороховского, Бориса Гройса...

Сергей ХАЧАТУРОВ