Концепция-2020 вполне реалистична, главный вопрос -- качество управления, поведение и квалификация государственных менеджеров, правительства, чиновников. Так оценивает экспертное сообщество
новый вариант Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, который Министерство экономического развития на днях представило в правительство.
Новый вариант еще неокончательный. Хотя бы потому, что вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин поспешил сообщить: с его ведомством данный вариант еще не согласован. Разработчикам концепции придется учесть 15-летний бюджетный план, который Минфин обещает обнародовать сегодня. Тем не менее основные вехи стратегии развития страны уже понятны. Ими станут 2012 и 2020 годы (во временном исчислении) и создание инновационной экономики (как качественный критерий реализации концепции-2020).
Реализовать этот "генеральный план" предполагается в два этапа. Первый этап условно можно назвать подготовительным, в его ходе будет концентрироваться потенциал для инновационного рывка. Предполагается, что сырьевой сектор экономики станет донором для высокотехнологичных отраслей, отдача от которых на этом этапе будет еще минимальна. Должна быть создана инфраструктура международного финансового центра в Москве, завершено формирование национальной инновационной системы.
Второй этап закрепит первые роли в отечественной экономике за технологичными и наукоемкими отраслями, они станут основой качественно нового экономического роста. Дальше, по версии Минэкономразвития, будет совершен «рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики».
К 2020 году ВВП на душу населения по паритету покупательной способности достигнет более 30 тыс. долл. (в 2007 году -- 13,9 тыс.). Темпы роста экономики будут не ниже 6% в год при инфляции в 2012 году 5--6,5%, в 2020 году -- не выше 3,5%. Средняя продолжительность жизни возрастет до 72--75 лет, средний уровень обеспеченности жильем составит около 30 кв. м на человека, или около 100 кв. м на среднестатистическую семью. Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43% в 2007 году до 14% в 2020 году.
Производительность труда в ведущих секторах вырастет в 3--5 раз, и энергоемкость в целом в экономике снизится в 1,6--1,8 раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40--50% (2007 год -- 8,5%), а инновационной продукции в объеме выпуска -- до 25--35% (2007 год -- 5,5%). Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17--20% (2007 год -- 10--11%). Расходы на образование за счет государственных и частных источников -- 6--7% ВВП (2007 год -- 4,8%), на здравоохранение -- 6,7--7% ВВП (2007 год -- 4,2%).
Главное бремя становления инновационной экономики ляжет на плечи частного бизнеса. «Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью», -- говорится в документе. Одним из стимулов должно стать снижение НДС с 2010 года до 12%, по мнению авторов, это ускорит рост ВВП на 0,2--0,5% в год. Но как уже было замечено выше, Минфин не сказал своего слова. Пока он категорически против снижения НДС в обозримой перспективе. Если точка зрения Минфина победит, соответственно придется править и концепцию. В целом же основной экономической задачей властей до 2020 года станет «поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции».
Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов полагает, что планы правительства вполне реалистичны, вопрос лишь в качестве управления процессами. «Уже созданы отдельные элементы инновационной системы, технопарки, венчурные компании. Но это привело к достаточно низким результатам -- оказалось, что отдельные элементы неэффективны, недостаточно сделать технопарк без стимуляции спроса на его продукцию, -- указывает эксперт. -- Поэтому задача на первом этапе состоит в достройке системы». Еще один важный момент: процесс становления инновационной экономики пока ограничивается мегаполисами и крупными компаниями, в то время как, по мнению г-на Белоусова, «нужно втягивать в процесс мелкий и средний бизнес, продвигать процесс в регионы».
«В ближайшие четыре-пять лет действия властей, по сути, инвариантны -- создание инфраструктуры, институтов. С одной стороны, это не так уж и сложно, но пока непонятно, насколько созданная модель выведет нас за сложившиеся рамки сырьевой ориентации экономики», -- говорит г-н Белоусов. Но отменять или откладывать изменения из-за опасений, что что-то не получится, нельзя. «Нужно тратить деньги, ресурсы, время чиновников на новых игроков экономики, даже сознавая, что часть из них -- это жулики, а часть не адаптируется и вымрет», -- призывает эксперт.
«Ресурсы есть, средств для достижения поставленных целей достаточно, вопрос в качестве управления», -- полагает главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Он называет еще один ключ к успеху в реализации глобального плана -- частно-государственное партнерство. На первом этапе государство будет играть ведущую роль, роль катализатора, но в целом основная нагрузка должна лечь на частный сектор. Власти уже создали определенный задел, инвестиционные платформы, которые должны стимулировать именно частные инвестиции, -- это особые экономические зоны, Инвестиционный фонд.
И все же г-на Лисоволика несколько беспокоит то, что происходит в экономике в последние два года: «Есть настораживающие моменты -- рост инфляции, процесс реализации инвестиционных проектов идет медленно». «Надежда еще есть, -- говорит эксперт, -- но пора уже начинать что-то делать».