|
|
N°142, 07 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Госконтроль и хаос
Минэнерго получило право вето на решения Совета рынка электроэнергетики
Владимир Путин решил больше не препятствовать работе Совета рынка электроэнергетики (некоммерческое партнерство, которое объединяет энергетиков, потребителей и чиновников) и подписал постановление о механизмах его работы. В документе говорится, что Министерство энергетики, которое стало преемником РАО "ЕЭС России", будет иметь право самостоятельно принимать решения по важным вопросам, если этого в течение 45 дней не сделает наблюдательный совет НП, а также накладывать вето на решения Совета рынка. Все вопросы и предложения Минэнерго подлежат обязательному рассмотрению на внеочередных и очередных собраниях и заседаниях наблюдательного совета НП, отмечается в документе. Таким образом, государство, с одной стороны, несколько отдаляется от разработки механизмов функционирования рынка, но с другой стороны -- не отдает контроль над отраслью в руки саморегулирующей структуры. Энергетики к этому решению премьера отнеслись сдержанно и на условиях анонимности говорят, что в отрасли теперь все будет "по понятиям, а не по законам рынка", то есть почти так же, как и было до сих пор.
Совет рынка задуман как организация, которая будет определять правила игры на энергорынке. Де-факто и предполагалось, что она в этом качестве заменит РАО, но при этом будет действовать в интересах всех участников рынка. В апреле этого года Совет рынка был зарегистрирован, однако учредительное собрание в мае не состоялось -- как говорили источники в крупных энергокомпаниях, новое правительство не захотело создавать совет, не разобравшись в ситуации. Кроме того, считалось, что вице-премьер Игорь Сечин, курирующий электроэнергетику, не хотел, чтобы совет возглавлял член правления теперь уже реорганизованного РАО Юрий Удальцов. В итоге учредительное собрание состоялось только на прошлой неделе, и г-н Удальцов действительно не стал номинироваться на пост главы совета. На это место был избран Дмитрий Пономарев, одновременно возглавляющий «Администратора торговой системы», который будет исполнять коммерческие функции по организации торговли электрической энергией и мощностью.
Минэнерго, вполне возможно, было бы не прочь вообще взять себе функции Совета рынка, оставив участникам торговли лишь площадку для экспертного обсуждения тех или иных вопросов. Однако реализовать такое желание оно пока не в силах хотя бы из-за кадровой проблемы: в министерстве по штатному расписанию электроэнергетикой заниматься должно около полусотни человек, говорит источник, знакомый с ситуацией, однако реально найдено не более десятка специалистов. В РАО "ЕЭС" же на этих направлениях работало несколько сотен человек, однако высококвалифицированные работники явно не намерены переходить в министерство -- в частных компаниях тоже дефицит кадров, а зарплаты очевидно выше.
Таким образом, было принято решение о сохранении Совета рынка и о передаче контроля за его деятельностью в Минэнерго. "Такое решение обсуждалось еще в мае, -- рассказал "Времени новостей" руководитель одной из крупных энергогенерирующих компаний. -- Государство хочет сохранить контроль над рынком, который в то же время должен быть цивилизованным. Поэтому и было принято такое решение". Является ли оно соломоновым, энергетик говорить не захотел, сказав лишь, что пока в отрасли никаких серьезных изменений по сравнению с "жизнью при РАО" не произошло.
Руководитель одной из крупных энергосбытовых компаний указал, что в принципе решение отдать контроль над Советом рынка в Минэнерго не "страшное", а скорее формализующее отношения. К тому же надзор за деятельностью бирж и рынков практически во всех странах ведет государство. "Другое дело, что пока не прописаны процедуры принятий тех или иных экономических решений ни Советом рынка (он же намерен отсекать высокие ценовые заявки), ни министерством. В этих условиях Минэнерго окажется перед соблазном, мягко говоря, принимать самостоятельные экономические решения". Впрочем, по-другому в нынешней ситуации и быть не могло, считает он: идея создания Совета рынка была сырая, процедурные моменты не прописаны, ответственности за принятые решения нет, а потому, чтобы не допустить хаоса, правительство было вынуждено взять ситуацию под свой контроль.
Кстати, несколько лет назад, когда начинал работу «Администратор торговой системы», Федеральная антимонопольная служба имела право вето на все его решения, вспоминает бывший топ-менеджер АТС, глава Фонда энергетической политики Сергей Пикин. Однако реального надзора не было -- вся статистика и аналитика готовилась сотрудниками «Администратора», и вето никогда не накладывалось.
В любом случае такое положение дел явно временное, полагает глава энергосбытовой компании, так как с появлением четко прописанных правил функционирования рынка и механизма принятия решений госконтроль в такой сомнительной форме будет тормозить развитие электроэнергетики.
В Минэнерго же считают, что «предоставление права вето ведомству вполне логично». «В Совете рынка представлено восемь госструктур, а Минэнерго лишь одна из этих восьми отвечает за энергетику. И мы принимаем решения, наиболее оптимальные для участников рынка, ведь надо соблюдать баланс между всеми ними. И важные вопросы -- это вопросы социально значимые, мы должны искать решения, которые не будут ущемлять ничьих интересов», -- сказали «Времени новостей» в пресс-службе министерства.
Николай ГОРЕЛОВ