|
|
N°49, 21 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нечеловеческий фактор
Причиной гибели Ил-18 стало неосторожное движение руки
Комиссия Минтранса и Межгосударственного авиационного комитета (МАК) завершила одно из самых сложных за последние годы расследований -- о катастрофе пассажирского самолета Ил-18, разбившегося 19 ноября прошлого года в Тверской области. Чтобы установить причину аварии, экспертам пришлось провести целую серию сложнейших экспериментов, которые показали, что причиной трагедии, унесшей жизни 27 человек, и на этот раз стала ошибка пилотов.
По информации из Минтранса, теоретические выводы по катастрофе Ил-18, совершавшего перелет по маршруту Хатанга--Москва, эксперты сделали еще в конце прошлого года. Тогда инженеры, проанализировав данные параметрического «черного ящика», выяснили, что все агрегаты самолета работали в нормальном режиме до столкновения с землей и одной из «промежуточных» причин ЧП стало отключение автопилота.
Согласно записям радиопереговоров, командир экипажа Александр Соминский включил систему автоматического режима полета почти сразу после взлета, когда машина заняла высоту в 9600 метров, и электроника корректировала движение самолета все четыре часа, пока он находился в воздухе. Однако первопричина трагедии -- почему произошло отключение автопилота -- так и оставалась неясной. Не помогли следователям и найденные на месте катастрофы речевые самописцы, записывающие переговоры экипажа между собой. Оказалось, что во время перемотки пленки на основном магнитофоне не включился резервный самописец, и переговоры последних десяти минут, как раз самые важные, не записались.
В результате было решено провести в ЛИИ имени Громова и ЦАГИ наземные и летные эксперименты. На борту Ил-18 установили датчики, фиксирующие работу двигателей и бортового оборудования, и смоделировали полет погибшего лайнера в воздухе и в аэродинамической трубе. В результате эксперты пришли к выводу, что незадолго до падения самолет попал в «болтанку» и один из пилотов неосторожным движением руки случайно отключил автопилот. Неуправляемый «Ил» начал постепенно входить в пике, а пилоты просто не смотрели на приборы. Лишь через 55 секунд, когда самолет снижался уже под углом 45 градусов, второй пилот Владислав Михайлов понял, что происходит, и попытался исправить ситуацию, вытянув штурвал на себя. Однако оставшихся до земли 450 метров для выравнивания огромной машине было уже слишком мало.
В Минтрансе сейчас решают, закрывать ли им за допущенные нарушения в подготовке пилотов авиакомпанию «ИрсАэро», которой принадлежал разбившейся Ил-18. Первые санкции в отношении ее применил лично руководитель управления гражданской авиации страны Александр Нерадько, в начале года наложивший запрет на полеты всех воздушных судов авиакомпании до завершения следствия.
Александр САШИН