|
|
N°143, 08 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Талантливые руки важнее, чем компьютер
В Петербурге начинается Open-Cinema
С 8 по 16 августа в Санкт-Петербурге пройдет IV международный фестиваль короткометражного кино и анимации Open-Cinema. По традиции фестиваль начнется под открытым небом на пляже возле Петропавловской крепости, а завершится в кинотеатрах города. Кстати, для любителей кино на свежем воздухе организаторы уже закупили партию непромокаемых плащей и зонтиков. С пятницы по воскресенье театральные и кинопрограммы пройдут на пляже, а начиная с понедельника все конкурсные и внеконкурсные программы можно будет посмотреть в Доме кино и киноцентрах «Мираж-Синема». В этом году свои работы представили для показа в Петербурге 27 мировых фестивалей короткометражных фильмов, зрители смогут познакомиться с несколькими ретроспективными программами -- французского режиссера Жан-Клода Таки, российского режиссера, видеохудожника и фотографа Дмитрия Лурье, режиссера-документалиста Александра Расторгуева. Фестиваль начинается вечером и идет до ночи, большой экран будет размещен прямо на стене Петропавловки. Работы для показа на Open-Cinema отбирала известный петербургский режиссер-мультипликатор Ирина ЕВТЕЕВА. О фильмах начинающегося фестиваля с ней поговорила Наталья ШКУРЕНОК.
-- Ирина, вы председатель экспертного совета, значит, вы все смотрели заранее. От многого пришлось отказаться?
-- Смотреть начали еще в феврале, потому что очень много фильмов, широкий временной диапазон -- в программу вошли работы начиная с 2006 года. Вообще характерная особенность этого фестиваля -- здесь представлены многие киношколы, многие фестивали, направления. Конечно, можно было вырвать какие-то фильмы из программ, но мы старались сохранять идейное единство. Хотя мы достаточно много вычистили: убрали, естественно, всю порнографию, которую нам прислали, из ряда фильмов одного уровня оставляли самые интересные. Кстати, я еще раз убедилась, что наша отечественная анимация достойно выглядит на общемировом фоне.
-- Судя по отобранным фильмам, каковы, на ваш взгляд, тенденции и направления в анимации и документальном кино?
-- Если говорить о мультипликации, то европейская авторская мультипликация -- это скорее любительская работа. В отличие от нашего кинематографа, где мультипликаторы -- профессиональные люди.
-- В чем проявляется это любительство?
-- В качестве рисунка, в другой эстетике. Сейчас все пользуются компьютерами, и европейская мультипликация пошла по пути полной компьютеризации. Содержательная сторона достаточно лобовая -- какой-нибудь миф, анекдот, претендующий на глобальную истину. Часто повторяются темы одиночества, техногенных помоек, люди с телевизорами вместо голов, всякие урбанистические кошмары. Наши мастера анимации идут от пластики рисунка, от осмысления процесса. Для качественной анимации в первую очередь важны талантливые руки. А уже дальше непринципиально, сделан весь фильм при помощи компьютера или обычной киносъемки. У наших мультипликаторов впереди идет изображение и то, как этот рисованый мир взаимодействует с реальной жизнью, они стараются через чувствование фактуры, пластики понять мир.
-- Ваши мультфильмы будут участвовать в фестивале?
-- Нет, в этом году не будут, а в следующем году постараемся показать «Маленькие трагедии», над которыми я сейчас работаю.
-- В Петербурге сохранились школы мультипликации? Молодые рвутся в мультипликаторы?
-- У нас остался только факультет анимации и компьютерной графики -- там преподают Овчаров, Бронзит. Студия при Ленфильме уже не существует. Но есть еще и «Мельница», есть «Смешарики», где учатся молодые мультипликаторы.
-- Мультипликатора, если я правильно понимаю, может подготовить только мастер, это такой штучный вариант.
-- Да, но я, например, училась без мастера, меня никто специально не учил анимации, это был метод проб и ошибок. Я просто имею обычное киноведческое образование, рисованию училась в Мухинском училище. Методом проб и ошибок я сняла первые свои любительские фильмы, потом нащупала свою технику. Поэтому я, с одной стороны, за школу, а с другой -- у человека должно быть нормальное киношное образование и способность к рисованию. Хорошо, когда свою, оригинальную технику молодой мультипликатор находит сам, а не перенимает у мастера. Тогда его никто не перепутает с другими, у него будет свой голос, свое лицо. Для меня это самое важное.
-- Но ведь производство мультфильма требует целой группы, большого коллектива, в одиночку это не сделать.
-- Да, конечно, с актерами у меня работает большая группа, но прорисовываю я все детали одна, мы работаем только с оператором, по восемь часов каждый день, у меня нет других помощников. А мастер в первую очередь нужен как продюсер, как человек, который направит начинающего мультипликатора в нужном направлении.
-- Возможно ли сейчас появление в мультипликации какого-то выдающегося, оригинального мастера, какие были до недавнего времени в нашей стране?
-- Сейчас это намного сложнее. Если начинающий мультипликатор хочет еще и зарабатывать своей профессией, он вынужден вписываться во всякие проекты, госзаказы, которые ставят художника в жесткие условия и фактически выживают оригинальную авторскую мультипликацию. Если еще недавно страна могла себе позволить таких мастеров, как Норштейн, Хржановский, то теперь молодым людям приходится работать в командах, в которых очень сложно самореализоваться. Кстати, такие фестивали, как Open-Cinema, дают возможность начинающим мультипликаторам познакомиться со всеми мировыми тенденциями в мультипликации и короткометражном кино и, возможно, выбрать свое, оригинальное направление.
|