Время новостей
     N°143, 08 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.08.2008
Евреи вместе с палестинцами
Сегодня открывается Эдинбургский театральный фестиваль
Этот фест -- 62-й по счету. С послевоенных времен, когда Эдинбург впервые стал на месяц центром театрального мира, масштабы фестиваля выросли неимоверно -- сначала «мир» включал в себя только Великобританию, затем Европу, теперь же в Шотландию приезжают труппы со всех континентов, исключая разве что Антарктиду. Девиз феста -- «Художники без границ», и в основной программе Эдинбурга (не говоря уж об офф-программе, «Фриндже») встречаются театры даже воюющих друг с другом стран -- палестинский и израильский, к примеру. Границ жанров здесь тоже не признают -- в программе театрального фестиваля присутствует и солидный список симфонических концертов, и уж, конечно, никто не дискриминирует ни оперу, ни балет.

Собственно, именно музыкальный театр приносит в этом году самую ожидаемую на фесте премьеру -- Мэтью Боурн и его компания New adventures впервые именно в Эдинбурге покажут своего «Дориана Грея». Боурн взял для интерпретации уайльдовского шедевра музыку Терри Дэвиса, и понятно, что это не будет ни слащавым гейским китчем, ни морализаторским голливудским ужастиком -- Боурн слишком умен и ехиден для таких вариантов. Гремучий сплав отличной английской иронии и хорошо скрытой сентиментальности -- вот что такое его работы, которые нам случалось видеть в Москве (его «мужское» «Лебединое озеро» и «Пьесу без слов» привозил Чеховский фестиваль; кстати, «Дориана Грея» тоже обещают в следующем году). Впрочем, что получится в этот раз -- все же еще неизвестно, но билеты в трехъярусный Королевский театр разлетаются с громадной скоростью.

Но New adventures будут танцевать в Эдинбурге ближе к концу феста (премьера 22 августа). А еще одно балетное событие (не столь сенсационное, но важное) -- визит грузинского балета -- произойдет уже в первую неделю фестиваля. Театр в Тбилиси вот уже несколько лет возглавляет бывшая балерина Большого театра Нина Ананиашвили, она сама и выстраивает репертуар. В Эдинбург грузины везут премьеры прошлого сезона -- одноактовки, специально поставленные для этого театра Алексеем Ратманским и Юрием Посоховым (автором дивно красивой «Золушки» в Большом). Гастролей этого театра в России, понятно, в ближайшее время не ожидается...

Главным оперным событием станет визит Мариинского театра -- петербуржцы покажут «Короля Рогера» и «Очарованного странника» (последнего -- в концертном варианте). А в «драматической» программе собраны театры из Сараево, Варшавы, Палестины и Мельбурна.

Поляки в «Диббуке», поставленном Кшиштофом Варликовским, будут снова вспоминать вторую мировую и разбираться в проблемах взаимоотношений с евреями. Диббук -- это персонаж еврейской мифологии, дух умершего, вселяющийся в тело живого человека; в спектакле Варликовского выжившая в войну женщина разрывается между обнаружившимся духом ее погибшего любовника и живым, но нелюбимым мужем. При этом Варликовский прямо сообщает, что это не частная история -- это Польша в ХХ веке решает, что ей делать со своими евреями, принять их как часть себя или изгнать их. Палестинцы же («Джидарийя») представляют некоторую вариацию на тему «Всего этого джаза» Боба Фосса: главный герой, поэт, в минуту сердечного приступа вспоминает случившиеся и неслучившиеся любови, сочиненные и ненаписанные стихотворения. Театр из Сараево в спектакле «Классовый враг» говорит о подростках из нищего района, не нужных никому, и своим учителям в том числе; австралийцы же ударяются в изощренные фантазии на темы Эдгара Алана По (спектакль Барри Коски «Сердце-обличитель» по одноименному рассказу). Таким образом, Эдинбург выслушает всех, на всех посмотрит и просто примет разные точки зрения к сведению, поскольку никаких призов на этом фестивале не выдают. Попасть в основную программу -- уже достаточный приз.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Театр