|
|
N°143, 08 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И кончил стенкой, кажется
«Темный этаж» на московских экранах
В сверхсовременной больнице (где тем не менее нередки перебои с электричеством, а потому очередного пациента могут спалить при очередных же анализах) маленькую аутичную девочку, которая то и дело требует предоставить ей красный мелок, чтобы продолжать рисовать свои не самые веселые в мире картинки, перевозят с одного этажа на другой. В результате, впрочем, все пассажиры злополучного лифта попадают не на шестой, не на седьмой, а на какой-то промежуточный этаж, где царит «ни ад ни рай». Часы идут иначе, мониторы компьютеров подергиваются тревожной пеленой, микрофоны экстренной связи повторяют слова, которые еще только будут сказаны, а изо всех щелей лезут рогатые трупоеды, которые во что бы то ни стало хотят заполучить ту самую девочку с мелком. Уверенности все это пассажирам лифта никоим образом не прибавляет, а поэтому довольно скоро происходящее начинает провоцировать самую натуральную истерику -- в том плане, что «тут кто-то людям глаза вырывает, а ты мне предлагаешь успокоиться»... Так или иначе, оставшиеся в живых приходят к выводу, что лучше всего для всех будет отдать девочку и попробовать выбраться из этого морока.
Самый масштабный проект финского кинематографа за последние несколько лет, «Темный этаж» с первых же кадров (где в принципе ничего особенного не происходит) настраивает на определенный лад и вызывает в памяти массу соответствующих ассоциаций. По порядку: «Сайлент-Хилл» (как игра, так и широкоэкранная экранизация), пустынный аэропорт безвременья в кинговских «Лангольерах» (в данном случае и не совсем здоровая девочка тут куда как кстати), параллельная реальность «Восставших из ада» Клайва Баркера, «Королевство» Ларса фон Триера и изрядно переработанный тем же Стивеном Кингом его американский ремейк под названием «Королевский госпиталь», все приходящие на ум фильмы ужасов про лифт... Но на самом деле все это вещь не совсем того сорта, когда имеет смысл множить многочисленные ассоциации. «Темный этаж» -- тот самый случай, когда финский фильм смотришь, с удивлением не обнаруживая в титрах имен ни Аки, ни Мики Каурисмяки; фильм, подобный киноэкспериментам самых главных мировых рок-ряженых, групп Kiss и GWAR, в которых сценические имиджи были перенесены на экран во всем своем клепано-шипастом великолепии. «Тот, у кого нет глаз, видит все» -- после такого пассажа душа любого поклонника трэш-кино запоет песню радости и счастья. А уж когда через некоторое время на экране произойдет следующий диалог: «Он мертв?» -- «Похоже, уже неделю...», восторгу не будет предела. Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет -- группа Lordi, в позапрошлом году покорившая конкурс «Евровидение» своим мегабрутальным имиджем, предстает на экране в обыденном для себя, но абсолютно шокирующем для всех остальных свете -- такое количество бородавок, лезвий и клыков рискнет нацепить на себя не всякий. Тем не менее кино это бодрое, веселое и временами по-настоящему страшное. Если уж множить череду аналогий, то «Темный этаж» более всего походит на проект фильма ужасов а-ля «Ночной дозор» с группой «Звери» в роли основных протагонистов, который доверили снимать Павлу Руминову. «Свет не может жить во тьме» -- но в конце концов все заканчивается лучше некуда. Изумительная, веселейшая и трогательная в своей самодеятельности веселуха. Ужас -- но не ужас-ужас-ужас. Скорее форменный цирк.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ