|
|
N°141, 06 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Про пиратский бизнес и наивные вопросы
Информационные агентства передают новость: сотрудники ГУВД задержали двух человек, которые в зале одного московского кинотеатра снимали фильм «Мумия 3» на аппаратуру очень высокого качества. Видимо, это самое качество и стало главной уликой против молодых людей, заподозренных в пиратстве. В общем, снова нашли стрелочника. Типа -- мы не зеваем, борьба с пиратством ведется: то ларьки проверяют, то диски разбивают, теперь вот задержали преступников с поличным.
А воз меж тем и ныне там, то есть новые фильмы на «пиратках» появляются едва ли не раньше, чем картина выйдет в прокат. Впрочем, есть и случаи удачной борьбы с пиратами -- вот «Первый канал» выпустил свой хит «Ирония судьбы 2», и ни в одном киоске, ни на одном сборнике его не было, и даже когда появился в продаже официальный диск, найти пиратскую копию было почти невозможно (как сейчас, не знаю, врать не буду). Но тогда меня это заинтересовало -- как же так, почему у «Первого канала» получается, а у остальных нет? Спросила у одного кинопроизводителя, у другого. Все головой качают: мол, договориться-то можно, но только на конкретный фильм. «То есть как договориться, с кем, с пиратами?» -- наивно спрашиваю я. Дяденьки серьезные только жмурятся от моих детских вопросов: «Зачем с пиратами, с теми, кто их покрывает!» «А кто же их покрывает?»-- не унимаюсь я. А они мне так загадочно знаки делают, но никого не называют. Мол, дескать, все и так знают, что это за люди. Хорошо, подумала я, но если все знают, кому и сколько надо заплатить, чтобы твой фильм не появился на пиратских дисках, почему все этого не делают? Можно же сразу в бюджет фильма заложить сумму, необходимую для того, чтобы тот, кого не называют, сказал тем, кому надо, дескать, не тронь! И все довольны, просто перераспределение денежных потоков. Или, быть может, эта услуга стоит так дорого, что никакой легальный прокат и продажа дисков не отобьют расходов?
Нет, объяснили мне все те же знающие люди, вы не понимаете. Это может быть только разовая акция, отказываться от своего бизнеса эти люди не могут, это никому не выгодно: ни тем, кто покрывает, ни тем, кто изготавливает, ни тем, кто продает, а про тех, кто на этих рабочих местах свою копеечку имеет, тоже надо подумать.
Так что система против, а вот в частном случае всегда можно по дружбе или за иные какие блага сделать исключение.
Вот такая история, хотите -- верьте, а хотите -- проверьте. Только с указанием имен и фамилий, а также реальных фактов никто с вами разговаривать не станет.
Говорят о другом. Например, начальник ОРБ №5 Константин Черников, сообщает Интерфакс, считает, что для борьбы с пиратством прежде всего необходимо «повысить правовую культуру»: «Когда человек, покупая контрафактную продукцию, будет осознавать, что он покупает подделку, он не должен этого делать. Когда мы все придем к этому, контрафактной продукции на рынке, возможно, станет меньше».
Отвечая на вопрос журналистов, как отличить в торговых точках лицензионную продукцию от контрафакта, Черников сказал: "Основным фактором является цена продукции. Лицензионные диски стоят от 400--500 руб., а контрафакт -- 100--150 рублей".
Что же касается рядового участника криминального бизнеса, то есть покупателя пиратских дисков, то для него цена продукции, как ни странно, является как раз определяющим фактором. И его -- пока не стали задерживать и привлекать к ответственности покупателей -- может остановить от покупки только низкое качество. Изображения или звука. Но как показывает отечественный опыт, нашему человеку на качество ну не то чтобы совсем наплевать, но не главное это. Привыкли мы и к плохому звуку, и к плохому тексту, и к серому изображению, у большинства с детства так телевизоры показывают. Покупатель нетребователен, а производитель совершенствуется.
Опять же Интернет -- пока он не у всех есть, и из тех, у кого есть, не все умеют скачивать, но зато если научиться, какое раздолье! Любые фильмы, в любых переводах или без оных, только успевай смотреть. Сейчас в мире решили создать бесплатный сайт с организацией продажи легальных копий -- ну, дескать, человек может же не знать, что скачивает нелегально... А мы ему -- только проверенные адреса, где можно купить билет в кинотеатр, взять напрокат фильм или за деньги скачать лицензионную копию. То есть на новый фильм все равно иди в кино. А киноману-то хочется дома и сейчас...
Понятно, что человека с ружьем в Интернет точно не поставишь, а убедить рядового потребителя, что нехорошо, мол, не надо, производителю обидно, да и дурно это, не получается. Тем более в нашей стране, где граждане в большей своей части выросли на активно пропагандируемой установке на бесплатный доступ к культуре. До сих пор, кстати, бесплатные просмотры, спектакли, выставки пользуются куда большим спросом, чем те, за которые пусть маленькие, но деньги просят.
В общем, налицо столкновение интересов -- несознательные граждане используют незаконные, но легкие и удобные способы получения информации, а владельцы авторских прав несут убытки. И как ни старайся, радикально победить это зло невозможно.
Есть мнение, что сам институт авторского права, сложившийся в эпоху становления рыночных отношений, сегодня нуждается в пересмотре. Просто потому, что главным его механизмом была прямая связь между прибылью и тиражом, но тогда никому и в голову не могло прийти, что копирование станет таким технически легким и таким дешевым делом. Теперь, когда каждый человек у себя дома с минимальными затратами энергии может получить любое количество дисков практически с любым содержанием, этот принцип просто перестает срабатывать. Наступает системный кризис, который просто невозможно ликвидировать такими временными мерами, как ужесточение наказания продавцу и покупателю.
Наверное, Нобелевскую премию сразу дадут тому, кто найдет такой способ финансирования культуры, когда художник будет получать свои деньги, минуя всех возможных посредников, да еще и в зависимости не столько от количества желающих произведение потребить, сколько от качества самого произведения. А до тех пор, увы, вопрос решения не имеет.
Алена Солнцева