В преддверии летней Олимпиады в Пекине спортивный мир продолжают сотрясать все новые допинговые скандалы. Вчера еще два члена российской олимпийской сборной -- рекордсмен мира по спортивной ходьбе Владимир Канайкин и его коллега Виктор Бураев были уличены в употреблении запрещенного эритропоэтина (ЭПО). Третьим провинившимся значится еще один ходок -- Алексей Воеводин, но он не прошел предолимпийский отбор. Прокомментировать ситуацию корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА попросила известного специалиста в этой области Николая ДУРМАНОВА.-- Николай Дмитриевич, на днях стало известно о том, что американские гимнасты, уличенные в применении запрещенных препаратов, по решению национальной федерации и антидопинговой службы были допущены до участия в Олимпиаде. С этим согласилась и Международная федерация гимнастики. В связи с этим могли бы российские федерации легкой атлетики и велоспорта поступить аналогичным образом в отношении своих спортсменов?-- Здесь немного разные истории. Американским гимнастам вменялось в вину употребление противовоспалительных препаратов, которые довольно часто используются при лечении различного рода травм и ушибов. В отношении этих препаратов действует упрощенная схема получения разрешения на их применение в спорте. И загвоздка здесь может быть только в неправильном или несвоевременном оформлении необходимых документов на такое разрешение. Поэтому, как правило, рассмотрение подобных нарушений проводится довольно мягко. Кстати, и в нашем спорте в течение этого года было зафиксировано шесть-семь подобных инцидентов, все они разрешились благополучно. Так что проводить прямые параллели между этими двумя случаями не стоит.
-- Вчера появилась информация, что наш велосипедист Владимир Гусев отстранен от участия в Играх. Могли бы вы это прокомментировать?-- Я, естественно, в курсе событий с Гусевым. Но не настолько, чтобы давать развернутые комментарии по этому поводу.
--
Хотя вы и сказали, что два случая с американскими и российскими спортсменами сравнивать нельзя, тем не менее складывается впечатление, что Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) придерживается политики двойных стандартов в отношении разных по популярности спортивных федераций и разных стран?-- Насколько я знаю, в деле с американскими гимнастами расследование вела национальная антидопинговая служба, а также Международная федерация гимнастики, и название ВАДА не фигурировало. Вообще, подобные мелкие неурядицы традиционно разрешаются в режиме максимального дружелюбия, ведь речь идет в первую очередь о медицинских аспектах, о здоровье спортсменов. До сих пор в наших отношениях с ВАДА не наблюдалось никакой предвзятости. Кстати, и в последнем инциденте с российскими легкоатлетками, отстраненными накануне Олимпийских игр, ВАДА пока участия не принимает.
--
Хотелось бы уточнить, возможно ли технически подменить пробирки с пробами и определить по этим анализам ДНК?-- Как выглядит процедура сдачи проб на допинг? Спортсмен сам выбирает персональный контейнер с уникальным номером, сам наливает туда пробу, сам запечатывает его. Распечатать этот контейнер невозможно, поскольку предусмотрена многоуровневая система защиты. В лабораториях, где потом исследуются сданные пробы, имеется специальный прибор для вскрытия таких контейнеров. Одновременно спортсмен подписывает специальный формуляр о том, что процедура прошла по правилам и что проба упакована должным образом и принадлежит ему. В этом документе есть также особая графа «замечания», и если, предположим, проверяемому кажется, что с ним обошлись недолжным образом, что были нарушены какие-либо процедуры, то такие нюансы можно прописать. Теоретически спортсмену подменить биопробу можно, но крайне сложно, потому что рядом с ним допинг-офицер внимательно следит за всеми стадиями процесса и вдобавок вполне осведомлен обо всех возможных хитростях и трюках.
Что же касается второй части вопроса, то в моче есть следы ДНК. Там содержатся в небольшом количестве клетки из организма спортсмена, из которых можно выделить его уникальную ДНК.
ИААФ считает, что у нее есть достаточно технических данных для заявления о том, что некоторые допинг-пробы не принадлежат нашим спортсменкам, то есть произошла подмена. Случаи с попытками подмены биопроб и раньше происходили в спорте, в том числе и на Олимпийских играх. Но я хочу подчеркнуть, что в деле с нашими спортсменками предстоит серьезно разобраться по установленным правилам и процедурам. Пока ни один из российских или международных официальных деятелей слово «виновны» не произнес.
-- Специалисты какой антидопинговой службы имеют право тестировать спортсменов на допинг во время Олимпиады?-- Этот вопрос решает оргкомитет Игр и МОК. Если китайцы решат, что им понадобится дополнительная помощь, к примеру специалистов из ВАДА или из зарубежных антидопинговых лабораторий, то они привлекут и их. Например, во время этих Олимпийских игр в пекинской лаборатории за контроль очень серьезного и сложного допинга эритропоэтин будет отвечать специалист из российской лаборатории.
-- Организаторы Игр и руководители МОК недавно заявили, что впервые на этой Олимпиаде спортсмены будут проверяться на генный допинг. Сколько времени потребуется для получения результатов подобных тестов?-- Наверное, речь идет о контроле генноинженерного допинга. Надо отличать генный и генноинженерный допинг. Можно сказать, что в настоящий момент генный допинг (манипуляции с человеческими генами) в мировом спорте или не используется, или, как считают некоторые эксперты, применяется совсем эпизодически, и нет оснований говорить о его широком распространении.
А к генноинженерным относятся известные уже лет 20 и «популярные» в мировом спорте вышеупомянутый эритропоэтин, знаменитый гормон роста и некоторые другие, методы выявления которых уже разработаны и используются на практике. Если это не какие-то сложные случаи, то результаты анализа могут быть известны примерно через двое суток.
-- В связи с допинговыми скандалами вновь была поднята тема введения уголовной ответственности за употребление допинга. Ваше мнение по этому поводу?-- Давайте вместе поразмышляем. Например, спортсмен в соседней аптеке купил лекарство условно за 20 руб., которое свободно продается без рецепта и которое принимают бабушки от повышенного давления, и съел эти таблетки. А оно оказалось в запрещенном списке. Сажать «провинившегося» за это в тюрьму? А как тогда быть с Гражданским кодексом РФ? Ведь это лекарство открыто продается в аптеке и прошло официальную регистрацию в Минздраве. Спортсмен -- гражданин РФ, как быть в этом случае с его конституционным правом лечиться? Да, какие-то санкции по спортивной части неизбежны, таковы спортивные правила. А вот с уголовной ответственностью в этом случае сложнее. Хотя есть некоторые радикалы, предлагающие рассматривать и такие случаи по вполне уголовной категории «мошенничество».
Или другой пример. Вскрыта сеть нелегального производства и сбыта анаболических стероидов. Продавцы распространяли эти опасные препараты среди спортсменов, в том числе молодежи и детей. Они и сами принимали допинг, и других вовлекали. Это, безусловно, опасное для общества деяние, достойное рассмотрения не только по антидопинговым правилам, но и по статьям 228 и 234 УК РФ, посвященным борьбе с оборотом наркотиков и сильнодействующих средств. Кстати, у нас в стране в список наркотиков, за распространение которых предусматривается уголовное наказание, включено порядка 40 допингов -- анаболических стероидов. И за это в России реально сажают в тюрьму. Так что уголовная ответственность за допинг для нашей страны не новость.