|
|
N°142, 07 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Картины и картонки
Вынесен приговор по делу антикваров Преображенских
Тверской суд Москвы вчера вынес приговор по скандальному «делу антикваров» -- владельцев салона «Русская коллекция» Татьяны и Игоря Преображенских. Суд признал их виновными в мошенничестве -- продаже пяти поддельных картин классиков русской живописи конца XIX века. Ущерб, причиненный таким образом обманутому клиенту составил 20 млн руб. Суд также установил, что г-да Преображенские похитили у потерпевшего рисунок Маковского, имеющий особую историческую и художественную ценность, стоимостью 830 тыс. руб. Татьяна Преображенская также признана виновной в неуплате налогов с проданных ее клиенту подлинных картин. Владелица «Русской коллекции» получила девять лет колонии, а ее супруг -- восемь с половиной лет.
Артдилеры с приговором не согласны и намерены его обжаловать. Татьяна Преображенская заявила, что ее оговорили, чтобы присвоить все ее состояние -- галерею и картины, «среди которых много шедевров». Адвокаты сочли решение суда необъективным, так как в нем, по их мнению, изложена лишь точка зрения обвинения, а доводы защиты сведены к минимуму.
«Прекратите рейдерский захват моей собственности, господин президент! -- дрожащим голосом заявила вчера перед камерами из-за решетки в зале суда закованная в наручники Татьяна Преображенская. -- Антикварный рынок обрушен, галерея разграблена, украдены 45 картин, в том числе и шедевры. Уголовники правят миром, а искусствоведов сажают! Кстати, Киселев, скорее всего Киселев, суд сам это сказал в приговоре».
Классик русской академической живописи конца XIX века Александр Киселев, о котором говорила подсудимая, и стал причиной разгоревшегося осенью 2005 года скандала, обрушившего отечественный антикварный рынок. Предприниматель, владелец сети автосалонов «Элекс-Полюс» Валерий Узжин заработал из-за него несколько сердечных приступов, а артдилеры Преображенские -- солидный срок.
В 2004 году г-н Узжин, посетив артсалон в ЦДХ, решил собрать коллекцию картин русских художников. Некоторые из его друзей собирали иконы и познакомили Узжина с Татьяной Преображенской, чей салон «Русская коллекция» находился в Гостином дворе, в Хрустальном переулке, 1. Бизнесмен с ходу купил одну картину «с петухом и курочками», приглянувшуюся его дочке. С тех пор между ним и владелицей салона завязались деловые отношения и тесная дружба. Преображенские, стремясь исполнить желание клиента обзавестись полотнами с изображением природы, которую тот особенно любил, «потому что сам родом из деревни», один за другим продавали ему шедевры Шишкина, Айвазовского, Киселева и Орловского. В итоге г-н Узжин стал обладателем коллекции из 34 полотен, потратив на них 8 млн долларов.
Но счастье его было недолгим. Как-то раз к бизнесмену гости -- искусствоведы из Третьяковской галереи. «У тебя здесь девять штук Киселева, тогда как в Третьяковке всего семь. Так не бывает», -- передал на суде их слова потерпевший. Предприниматель запаниковал, а потом еще обнаружил «своего Киселева» в датском каталоге картин, только автором его там значился датский художник Ла Кур. Пришлось Узжину нести свое состояние на экспертизу в Третьяковскую галерею, которая подтвердила худшее -- в его коллекции оказались пять поддельных Киселевых и один фальшивый Орловский. Поскольку Татьяна Преображенская была лишь посредником при продаже, Узжин отправился к поставщику полотен -- артдилеру Дмитрию Кутейникову. Тот признался, что картины фальшивые, и рассказал, что приобрел их на датском аукционе Brunn Raasmussen. Авторы произведений -- датские художники Янус Ла Кур и Андреас Лундби. «Как же они превратились в Киселева?» -- спросил обескураженный бизнесмен. «А я опустил картину в горячую ванную, и получился Киселев», -- ответил дилер. Кутейников был готов вернуть обманутому любителю природы деньги, но лишь ту сумму, в которую они обошлись ему на аукционе -- в среднем от 10 до 20 тыс. долл. за каждую. Остальное, мол, взыскивай с Преображенских. Однако новые друзья предпринимателя возвращать деньги отказались. Тогда Узжин понес заявление в милицию, и в октябре 2005 года супруги были арестованы.
В ходе следствия были установлены следующие факты. Татьяна и Игорь Преображенские вступили в преступный сговор с «неустановленным лицом», под которым подразумевается Кутейников, решив заработать денег на богатых клиентах, не разбирающихся в искусстве и готовых раскошелиться на любую «мазню» -- главное, подать ее соответствующим образом. Кутейников, как выяснили следователи (суд их версию подтвердил в приговоре), закупал на датском аукционе картины местных художников, которые и по времени, и по манере письма очень походили на русских классиков. Где именно и кем подделывались полотна, выяснить не удалось, в приговоре указано: «в неустановленном месте, в неустановленное время, неустановленными лицами». Тем не менее работа была выполнена виртуозно, и фальшивку действительно было сложно обнаружить.
Краски были того же химического состава, что использовали русские мастера, и достаточно было лишь «убрать» некоторые характерные для датского пейзажа детали (например, фигурки людей, повозки), подделать авторскую подпись -- и «Киселев» готов. Таким образом, в частности, картина Ла Кура «Ландшафт» превратилась в «Летний день. Дорога вдоль опушки леса» Киселева, «Деревья у озера» -- в не менее «шедевральное» «На берегу реки». Так же родились еще «Летний день. Пейзаж с рекой» Киселева и «Пасмурный день на берегу моря».
Как рассказывал потерпевший, г-жа Преображенская, представляя ему эти «неизвестные шедевры», называла их «яркими и уникальными произведениями русской живописи». Как человек сведущий -- кандидат наук, искусствовед -- она гарантировала их подлинность. Кроме того, к каждому полотну прилагалось экспертное заключение ВХНРЦ им. Грабаря. Позже, когда подделки были обнаружены, эксперты из Третьяковской галереи и компании «Арт-Консалтинг» выразили сомнение, что их коллега из ВХНРЦ им. Грабаря г-жа Горячева могла так часто добросовестно заблуждаться, но формально придраться было не к чему. И г-жа Горячева в деле фигурировала как свидетель. «Подделки были выполнены превосходно. Картины были настолько похожи на русских классиков, что не возникало никаких сомнений в их подлинности» -- так приведены ее показания в приговоре.
Каждая картина датских художников была приобретена на аукционах всего за 20--30 тыс. долл., а Узжину они обошлись по 3--4 млн рублей.
Преображенские отрицали свое соучастие в мошенничестве. Мол, Узжин приобретал картины не у них, а у других людей, а Татьяна Михайловна лишь консультировала их как специалист. Бизнесмен, когда обнаружил подделки, как рассказывала подсудимая, решил свалить всю вину на нее, задумав присвоить себе ее галерею. Более того, по словам г-жи Преображенской, потерпевшей в этом деле должна быть она, ведь г-н Узжин в свое время обманул ее, продав помещение под новую галерею на Остоженке, у которого, как потом выяснилось, уже был другой владелец. Артдилер по этому поводу обращалась в милицию, но это дело расследовать толком не стали и вскоре закрыли, а за мошенничество в итоге в тюрьму попала она и ее супруг.
Но, согласно приговору, вина их подтверждается многочисленными свидетельскими показаниями. Многие артдилеры знали, что у их коллег Преображенских появился некий особенный клиент, которого они рьяно оберегали. Если г-н Узжин пробовал вступить в контакт с кем-то, кроме владельцев «Русской коллекции», те сразу угрожали -- мол, попробуйте что-нибудь ему продать, и вам не сдобровать, или платите нам проценты. Кстати, одним из необходимых условий аферы, как гласит приговор, была максимальная изоляция клиента от других дилеров. Преображенские постоянно уверяли бизнесмена, что только у них он может приобрести подлинные полотна, остальные всучат ему фальшивки и только Горячева -- «настоящий» эксперт, а остальные -- жулье. По материалам дела, за одну из таких угроз в адрес коллег г-жа Преображенская в 2005 году была исключена из ассоциации артдилеров.
Подсудимая утверждала, что в ее салоне никогда не было предъявленных ей как подделки картин Киселева и Орловского. Однако их кроме потерпевшего и его друзей и партнеров видел, например, один бедный провинциальный художник. На суде он сказал, что, познакомившись с Преображенской на артсалоне, привозил потом ей на продажу несколько икон. В «Русской коллекции» он увидел того самого «Киселева», и Преображенская, как сказано в приговоре, указав на полотна, сказала: «Твои иконы -- такое же фуфло, как эти картины».
Выступившие на суде другие дилеры рассказали, что Преображенские занимались не только консультациями, но и куплей-продажей картин. Один из них, по фамилии Щербинский, в частности, показал, что Татьяна Преображенская рассказывала об изобретенной ими схеме и даже показывала фальшивки. «На шедеврах много денег не заработаешь. А надежная экспертиза подделку прикроет», -- приведены в приговоре его слова.
В основу обвинения легли также записи телефонных разговоров, в ходе которых, в частности, «Преображенские пытались убедить Горячеву не признавать ошибочными сделанные ею экспертизы». Кроме того, «Преображенская утверждала, что Узжину не удастся возбудить уголовное дело, потому что никаких договоров о покупке картин заключено не было». Договоры действительно не подписывались. По словам потерпевшего, артдилер объясняла это тем, что иначе пришлось бы платить налоги и возросла бы стоимость картин. В итоге г-жа Преображенская была признана виновной в неуплате 4,7 млн руб. налогов.
Татьяна и Игорь Преображенские были также признаны виновными в хищении предмета, имеющего особую художественную ценность. Речь идет о рисунке картины-плафона Константина Маковского «Обнаженная с тамбурином». Узжин выложил за него 837 тыс. руб. и отдал в багетную мастерскую. Но, как гласит приговор, Татьяна Преображенская забрала рисунок оттуда под предлогом проведения экспертизы, и с тех пор бизнесмен его больше не видел. Это произведение так и не было найдено, но при обыске в квартире Преображенских нашли экспертное заключение, в котором произведение признавалось подлинным.
Г-жа Преображенская обвиняла г-на Узжина в том, что он хочет прибрать к рукам ее галерею и картины. Так оно и вышло, но не потому, что бизнесмен мошенник, а потому, что так решил суд. Обвиняемые должны возместить потерпевшему ущерб в 21,6 млн руб. И в счет погашения этой суммы, как сказано в приговоре, пойдет арестованное имущество Преображенских, в том числе 54 картины и 41 гравюра.
Екатерина БУТОРИНА