Время новостей
     N°141, 06 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.08.2008
Растет, но не взрослеет
Вопреки прогнозам бума слияний и поглощений в российской IT-индустрии не наблюдается
Покупки отдельных компаний -- это еще не консолидация, а только первый шаг к ней, считают эксперты. Консолидация -- удел зрелых рынков. А отечественный IT-рынок пока похож на подростка: рост обгоняет развитие.

Игра под названием "консолидация"

На IT-рынке очередное громкое заявление: группа компаний «Армада» (компания, в которую выделен IT-бизнес РБК) привлекла кредит в размере 16 млн долл. в одном из банков Казахстана. Это лишь первый транш, общий размер займа 102 млн долл. Это почти 40% капитализации всей «Армады».

Естественно, «Армада» считает себя активным игроком на рынке слияний и поглощений (M&A). Наряду с Verysell, «Ланитом», «Систематикой», «Компьюлинком» и ЕРАМ. Все они играют в игру под названием «консолидация». У этой игры в России нет ни ведущего, ни единых правил. Под «консолидацией» понимается покупка и слияния компаний любых размеров и на любых условиях.

Автор самого общего определения термина «консолидация» -- президент Национальной компьютерной корпорации (НКК) Александр Калинин. По его мнению, консолидация есть «некое объединение компаний для усиления позиций на рынке».

«Консолидация -- это объединение бизнесов, их финансовых результатов посредством слияния, как правило, равных игроков», -- комментирует заместитель генерального директора по экономике группы компаний Verysell Николай Кононихин.

«Чтобы слияние было эффективным, весовые категории должны различаться, -- возражает совладелец «АйТи» Игорь Касимов. -- Это необходимо, чтобы поглощающая сторона смогла переварить поглощенного. А еще необходимо нужное количество ресурсов. Чтобы не получилось, как в анекдоте».

Рынок против слияний

Игорь Касимов имеет в виду не анекдот, а анекдотический случай, происшедший с одной (не российской) компанией. Управляли ею три партнера и делали это неплохо -- компания была успешна. Но было принято решение о слиянии с более крупным игроком, к чему стали готовиться, забросив другие дела. И так активно готовились, что основной бизнес оказался на грани краха, потеряв ценность как предмет сделки. «Отсюда мораль: заниматься капитализацией нужно специально. Этот крайне ресурсоемкий процесс будет успешен, если есть специальная команда», -- говорит Игорь Касимов. Анализ баланса преимуществ и рисков от слияния заставил сетевого интегратора в сфере телекоммуникаций Step Logic отказаться от слияния с системным интегратором «B.A.C.». Интересная деталь: на рынке всерьез считают, что слияние случилось, но оказалось крайне неудачным -- компании потом разбежались, как незадачливые молодожены. Директор по маркетингу Step Logic Инна Озерова заверила iToday.ru, что слияния все-таки не было, хотя его возможность «всерьез рассматривалась». Однако «обе компании решили, что расти и эффективно развиваться можно и без слияния».

Это будет справедливым по крайней мере до тех пор, пока российский IT-рынок растет более чем на четверть в год. Что подтверждает и совладелец компании Parallels Сергей Белоусов: «Консолидация -- признак статичных рынков. Если рынок развивается слабо, на нем начинает происходить консолидация, потому что другого способа развиваться нет».

Но не все IT-компании в России готовы отказаться от того, чтобы расти быстрее самого быстрорастущего в мире IT-рынка. Кое-кто не готов питаться планктоном клиентов и охотится за себе подобными. Однако даже удачливому хищнику не так-то просто увеличить собственный вес.

Правила сложения и вычитания

На поглощение российских компаний в области системной интеграции и IT-консалтинга группа компаний Verysell готова потратить 65 млн долл. Российской ЕРАМ свежие покупки обойдутся в сумму порядка 50 млн долл. Правда, туда же входят и траты на развитие ключевых компетенций, инфраструктуры и обучение персонала. Время от времени становится известно об очередных приобретениях группы компаний «Ланит», которая свой «шопинговый бюджет», правда, не озвучивает.

О многих слияниях просто не становится известно -- они не афишируются. «Сделки купли-продажи на рынке среди более мелких компаний происходят чуть ли не ежедневно», -- утверждает IT-эксперт Сергей Карелов. Казалось бы, процесс слияний и поглощений идет вовсю, однако если рынок и укрупняется, то очень медленно. Почему?

Потому что консолидация -- это не просто покупка другой компании. «Процесс укрупнения игроков за счет неорганического роста, то есть за счет M&A, становится системным явлением при достижении рынком определенного объема и зрелости», -- говорит г-н Касимов.

«Для нас консолидация -- объединение финансовых потоков и возможность активного совместного роста, когда два плюс два будет равно не четырем, а пяти и выше», -- заявляет гендиректор «Армады» Алексей Кузовкин.

Но на рынке не так много компаний, способных при объединении добиться синергии. Даже когда бизнес, практики, клиенты большинства компаний схожи, при сложении в лучшем случае получится два, а то и полтора. Получить «больше двух» можно лишь при условии, что компания работает не на IT-рынке, а, допустим, на финансовом. Иными словами, покупка компании делается с целью последующей продажи.

Разруха не в клозетах

По мнению Александра Калинина (НКК прогнозировала всплеск слияний и поглощений и консолидацию рынка к 2008 году), ландшафт IT-рынка уже здорово изменился, и «если бы не финансовый кризис, начавшийся прошлым летом и приведший к кризису ликвидности, то сделок наверняка было бы больше».

Однако даже компании, признающие себя активными участниками процесса консолидации, утверждают, что практически не ощущают присутствия или тем более конкуренции со стороны других лидеров IT-рынка. «Говорить о всплеске консолидации в 2008 году вряд ли можно», -- уверен заместитель генерального директора по экономике Verysell Николай Кононихин.

Действительно, пока непонятно, о каком изменении «ландшафта IT-рынка» может идти речь -- количество объявленных сделок на IT-рынке можно пересчитать по пальцам. По мнению г-на Кононихина, «скорее речь может идти о нескольких сделках, которые создают прецеденты». То, что на сегодня считается консолидацией, на самом деле обычный процесс покупок, сообща полагают наши собеседники в «АйТи» и Verysell. Причем покупок весьма редких.

Публичность бы не помешала

«Консолидация -- показатель определенной фазы зрелости рынка, -- считает Игорь Касимов из «АйТи». -- Пока он вызревает. Только в последние два-три года IT-рынок стал заметен для правительства и инвесторов».

Старший вице-президент ЕРАМ Анатолий Гавердовский насчитал три фактора, способствующих процессу консолидации.

Во-первых, по его мнению, должна возникнуть ситуация, когда неким компаниям плохо и нужно продаться для того, чтобы стало лучше. «Но в условиях высоких темпов развития российского IT-рынка практически невозможно быть дохлым или хилым». Во-вторых, владельцы должны устать от бизнеса, им должно захотеться уйти на пенсию, предварительно продав бизнес. Однако российский рынок еще молод, и здесь не наблюдается усталости от бизнеса, -- считает г-н Гавердовский. В-третьих, условий, когда консолидация шла бы между публичными компаниями, на отечественном IT-рынке сегодня нет. Отсутствие публичных компаний -- главный тормоз для старта консолидации на российском IT-рынке. «Непрозрачность осложняет процесс консолидации, в силу невозможности выхода на биржу затруднительно привлечь деньги для непрозрачной поглощающей компании», -- говорит Игорь Касимов. И добавляет: «Главный стимул для консолидации -- это повышение капитализации компаний».

А также получение дополнительных конкурентных преимуществ, в том числе за счет статуса публичной компании и дополнительных инвестиций в результате IPO, считает Николай Кононихин из Verysell. Ради привлечения внешних инвесторов, заемных средств, для повышения прозрачности бизнеса и нужна консолидация. «Пока процесс консолидации еще не начался», -- резюмирует Игорь Касимов.




Наиболее известные и крупные сделки на рынке M&A в 2007--2008 годах

Слияние IBS и Borlas -- собственники получили в новой компании доли пропорционально оборотам компаний.

Volga River One и «ДОМО-Финанс» купили сеть магазинов компьютерной техники «Белый ветер -- Цифровой». Оценочная сумма сделки -- 155 млн долл.

ГК «Армада» купила компанию, специализирующуюся на IT-аутсорсинге «Союзинформ». Сумма сделки -- 12,3 млн долл. ГК «Армада» приобрела также контрольный пакет компании PM Expert, специализирующейся на услугах в области консалтинга и подготовки персонала. Оценочная сумма сделки -- 5 млн долл. ГК «Армада» выкупила контрольный пакет поставщика систем электронной торговли ЕТС. Сумма сделки -- 1,8 млн долл. ГК «КомпьюЛинк» приобрела компанию REDLAB. Сумма сделки не раскрывается.

ГК «Ланит» купила крупнейшего на Урале системного интегратора «Корус АКС». Оценочная сумма сделки -- 19 млн долл.

Рамблер приобрел 25% системы поисковой и контекстной рекламы «Бегун». Сумма сделки -- 18 млн долл.

Систематика» слилась с компанией TopS в группу компаний «Систематика». Сделка прошла путем обмена активами. Компания «Систематика» получила материальные и нематериальные активы компании «Аэро Солюшенз». Оценочная сумма сделки -- 10 млн долл.

Яндекс получил полный контроль над системой интернет-платежей «Яндекс.Деньги». Оценочная сумма сделки -- 17 млн долл.

«1C» купила разработчика компьютерных игр компанию «Бука». Сумма сделки не называется, наш источник оценивает ее в 25--30 млн долл.

Слияние ЕРАМ и казахстанской «ПлюсМикро», покупка «Систематикой» компаний «Ландата» и «Энсис», покупка «ТехноСервом A/C» компании Sputnik Labs.

Для сравнения: в 2007 году только одна компания Parallels -- лидер мирового рынка систем виртуализации с оборотом, приближающимся всего лишь к 100 млн долл. (несопоставимым с крупнейшими игроками российского рынка), купила пять западных компаний. Суммы сделок не раскрываются. ITODAY.RU

Виктория МУСОРИНА, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»
//  читайте тему  //  Информационные технологии