|
|
N°141, 06 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что является несущей опорой Шанхайской организации сотрудничества
Иран, обладающий наряду с Монголией, Пакистаном и Индией статусом наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), вновь заявил о желании стать полноправным членом этой структуры. Сейчас она объединяет шесть стран: Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Причем с 2006 года в организации действует мораторий на ее расширение. В МИД России отношения со странами Азии и вопросы многостороннего сотрудничества в регионе, включая ШОС, курирует заместитель министра Алексей БОРОДАВКИН. Свое первое интервью в этом качестве он дал спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ.
-- Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана в 2001 году для противодействия новым угрозам в регионе. Сумела ли организация показать свою эффективность или же проблемы безопасности по-прежнему решают на уровне отдельных государств?
-- ШОС, несомненно, вносит важный вклад в обеспечение региональной безопасности. Но я бы не стал разделять деятельность в этой сфере на индивидуальную -- по линии отдельных государств, региональную и международную. Именно благодаря объединению усилий на различных уровнях и удалось снизить уровень угроз, в частности терроризма в Центральной Азии. Государства региона чувствуют себя сейчас увереннее. И здесь перспективна дальнейшая активизация сотрудничества и координации между ШОС и Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
-- В 2006 году в организации был введен временный мораторий на членство в ШОС стран-наблюдателей -- Ирана, Индии, Монголии и Пакистана. Есть мнение, что процесс расширения был приостановлен, чтобы не обсуждать членство в ШОС «проблемных» стран...
-- Я бы не стал искусственно делить равноправные государства, являющиеся членами ООН, на «проблемные» и «непроблемные». Да и по сути причина того, что в ШОС сохраняется мораторий на принятие новых членов, состоит в другом. Мораторий обусловлен молодостью организации. ШОС, которой исполнилось семь лет, находится в процессе становления, ей нужно время, чтобы созреть для расширения. Но понятно, что мы не можем не замечать того, что в двери ШОС стучатся потенциальные новые члены. Не реагировать на это было бы неправильно.
Принимаются меры, чтобы предоставить наблюдателям и партнерам по диалогу -- этот формат участия в ШОС, видимо, вскоре будет учрежден -- широкие возможности для участия в деятельности организации. Будет также начата проработка критериев членства, правовых, организационных, финансовых и других условий расширения ШОС.
-- В чем разница между наблюдателем и партнером ШОС?
-- Наблюдатели приглашаются для участия во всех мероприятиях и проектах ШОС. Что касается партнеров по диалогу, то они смогут участвовать избирательно в той деятельности ШОС, которая будет представлять для них интерес.
-- После предстоящего 28 августа в Душанбе саммита ШОС председательство в организации перейдет к России. У Москвы есть программные наработки?
-- Утверждены концепция председательства и план действий. Конечно, в ходе председательства наши подходы будут уточняться. Предстоит реагировать на развитие политической обстановки в регионе. Кроме того, как я уже сказал, ШОС находится в процессе становления, а это означает, что постепенно кристаллизуется ее функциональное предназначение. Сейчас ШОС определенно заявляет о себе как о форуме для диалога и координации позиций государств-членов по широкому кругу вопросов внешней политики и безопасности. При этом у нее есть и проекты в экономической сфере.
-- Одни говорят, что ШОС -- это «восточный противовес» НАТО, другие видят в ней инструмент расширения в регионе китайского влияния и вытеснения России...
-- Члены ШОС тесно сотрудничают в противодействии новым вызовам и угрозам, но не ставят перед собой цели трансформации организации в военно-политический союз. Что касается наших отношений с Китаем, то не будет преувеличением сказать, что стратегическое партнерство между Москвой и Пекином является несущей опорой ШОС. В деятельности организации получает отражение тот факт, что по большинству региональных и международных проблем Россия и Китай занимают близкие или совпадающие позиции.
В этих благоприятных условиях увереннее развивается и шестистороннее взаимодействие с другими равноправными государствами -- членами ШОС. Понятно, что в экономике наряду с сотрудничеством существует и конкуренция. Российский бизнес борется с китайскими, европейскими, японскими, американскими компаниями за выгодные контракты в области разработки природных ресурсов, развития инфраструктуры, применения новых технологий и т.д. Это естественный рыночный процесс, который призван обеспечивать устойчивое развитие государств -- членов ШОС.
-- Что тормозит проведение предложенной еще во время президентства Владимира Путина международной конференции по Афганистану под эгидой ШОС?
-- В ШОС существует взаимопонимание относительно того, что она должна уделять повышенное внимание отражению угроз, которые исходят с территории Афганистана. Государства-члены готовы активно способствовать нормализации обстановки в этой стране. Уверен, что существующие непринципиальные различия, связанные с тактикой осуществления стоящих здесь задач, будут успешно урегулированы. Надеюсь, что удастся продвинуться в вопросе о созыве конференции по Афганистану. Она помогла бы объединению усилий в борьбе с афганскими терроризмом и наркотрафиком.
-- Готова ли ШОС сотрудничать с США?
-- ШОС открыта для сотрудничества со всеми заинтересованными государствами. Разумеется, США не исключение. Если со стороны Соединенных Штатов последует соответствующее обращение, то оно будет надлежащим образом рассмотрено.
-- В июле был подписан дополнительный протокол к российско-китайскому пограничному договору, по которому Россия подтвердила передачу Китаю острова Тарабаров и половины острова Большой Уссурийский, расположенных близ Хабаровска. Теперь нерешенных проблем на границе с КНР нет. Но есть ли гарантия, что в будущем Пекин не захочет оспорить всю систему «неравноправных» территориальных договоров, заключенных еще с царской Россией в ХIХ веке?
-- Произошло событие, значимость которого невозможно переоценить. Полностью обозначена на местности российско-китайская граница на всей ее протяженности в 4,3 тыс. км. Две великие державы, проявив взаимное уважение к интересам друг друга и цивилизованный подход к ведению дел, нашли решения по наиболее чувствительным территориальным вопросам, обременявшим российско-китайские отношения многие десятилетия. Без ложной скромности можно сказать, что Москва и Пекин подали позитивный пример тем государствам, которые, к сожалению, пока не созрели до понимания того, что пограничные проблемы могут быть урегулированы не за счет выдвижения максималистских требований, а лишь на основе добрососедства.
-- Но в Японии раздел островов на российско-китайской границе лишь подхлестнул территориальные притязания к нашей стране...
-- Нами не раз подчеркивалось, что продвижению российско-японского пограничного размежевания способствовало бы развитие дружбы, доверия и партнерства между Москвой и Токио. С российской стороны делается многое для того, чтобы российские граждане позитивно воспринимали Японию, ее историю, культуру, активность японских деловых кругов в нашей стране. Хотелось бы, чтобы и в Японии прекратился искусственный недружественный разогрев общественного мнения по отношению к России с использованием так называемой «проблемы северных территорий»
|