|
|
N°141, 06 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Земли хватит на всех
Сельское хозяйство заставят ужиться с жилищным строительством
Вчера правительственная комиссия по развитию агропромышленного комплекса решала, сколько земли нужно крестьянам, а чем можно поделиться, например, со строителями. Но сначала нужно разобраться с правами на треть всех сельхозземель страны, а потом говорить о дележе. Уже в этом году будет подготовлена концепция совершенствования организационно-экономического и правового обеспечения регулирования земель сельскохозяйственного назначения, а также появятся предложения по созданию единого государственного реестра земель сельхозназначения.
«Мы должны разработать особый механизм регулирования правового положения сельхозземель, отличный от общих правил, действующих в отношении недвижимого имущества», -- призвал глава комиссии, первый вице-премьер Виктор Зубков, открывая заседание. Особое внимание к сельхозземлям понятно: они пригодятся и по прямому назначению, и для строительства жилья. Вопрос лишь в том, что выгоднее, и не на ближайшие год-два, а на более отдаленную перспективу, чтобы радикальные попытки решения квартирного вопроса не привели к исчезновению с прилавков отечественных продуктов.
Но глава Минсельхоза Алексей Гордеев не хочет ставить вопрос так остро. В ответ тем, кто вслед за премьером Владимиром Путиным считает его «собакой на сене» (так образно премьер охарактеризовал позицию министра в начале месяца, говоря о нехватке площадей под строительство домов), г-н Гордеев заявил, что «проблема излишне политизирована, у нас нет никаких противоречий по поводу того, чтобы часть земель уходила на другие нужды, в частности под строительство жилья». «Сельскохозяйственной земли столько, что мы, как я уже не раз говорил, можем предоставить ее под строительство жилья сотням миллионов граждан»,-- демонстрировал чудеса щедрости министр сельского хозяйства.
Земли у нас действительно хватает. Хотя в период с 1993 по 2006 год площадь пашни и сократилась на 10 млн гектаров, оставшиеся 121 млн составляют 9% от всех сельхозземель мира. Однако почти пятая часть (18%) из этих земель не используется по назначению. И как-то изменить эту ситуацию на сегодняшний момент сложно, около 26% земельных долей все еще не востребованы собственниками, а из востребованных госрегистрацию прав прошла лишь треть землевладельцев. Все это мешает вовлечению земель в легальный оборот -- хоть сельскохозяйственный, хоть любой другой.
Правительство намерено серьезно взяться за земельное законодательство. Приоритетные направления деятельности наметил первый вице-премьер Зубков -- это упрощение процедуры кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки, уточнение критериев ненадлежащего использования земельных участков, разработка механизма соответствующих штрафных санкций, конкретизация оснований перевода земель из состава сельскохозяйственного назначения в другие категории с выплатой соизмеримой компенсации. Минсельхоз предлагает упростить процедуры деления участков в счет земельных долей, а также возложить часть расходов по землеустройству на федеральный и региональные бюджеты. Кроме того, ведомство полагает, что права землепользователей нужно расширить, в частности увеличить срок предоставления земель в аренду до 25 лет.
Одним из основных вопросов повестки заседания комиссии было сокращение списка оснований для перевода земель из одной категории в другую. Сейчас решения по сельхозземлям принимают региональные власти, основываясь на собственных соображениях. Земельный кодекс, который регулирует этот процесс, такие возможности дает, но критерии перевода земель в нем прописаны туманно. «Нужно конкретизировать», -- говорят в Минсельхозе, и дать местным властям методические указания, как эти критерии использовать.
Пока государство разворачивает законотворческую деятельность, г-н Гордеев не боится, что не используемые сейчас по назначению сельхозземли будут захвачены для других целей. «На самом деле они мало кого интересуют в качестве объектов для строительства или развития промышленных предприятий. Это все сегодня как зуд существует только в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и других промышленных центров, но это лишь одна сотая от той земли, о которой мы говорим как о ресурсе для обеспечения продовольственной безопасности», -- заявил вчера министр сельского хозяйства. Тем более что, по его словам, «в настоящее время есть экономический мотив для вовлечения неиспользуемых земель именно в сельхозоборот -- в условиях роста спроса на продовольствие российская земля начинает играть большую роль в обеспечении продовольствием не только нашей страны, но и других стран».
Процесс уже пошел: в этом году значительно увеличены посевы прежде всего под зерновыми -- и прибавка урожая будет в том числе за счет этого показателя. «Мы подходим к тому моменту, когда земли сельхозназначения должны рассматриваться не как товар, а как общее достояние государства, работающее на решение общих задач, поэтому перевод земель должен носить публичный характер, с тем чтобы исключить спекуляцию и рейдерские захваты», -- отметил Алексей Гордеев. Полномочия по принятию решений останутся за регионами, но им предложат привлекать к процессу и общественные институты.
Все вышеизложенные предложения будут отражены в концепции совершенствования организационно-экономического и правового обеспечения регулирования земель сельскохозяйственного назначения, которая должна быть разработана до 15 сентября 2008 года. Кроме того, различные ведомства назначены ответственными за внесение изменений в федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другие законодательные акты, подготовку проекта методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, а также за предложения по созданию единого государственного реестра земель сельхозназначения.
Юлия МИРОНОВА