|
|
N°48, 20 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лев Марков: «Стимуляторы» всегда приносят вред
Президент Федерации спортивной медицины Лев МАРКОВ, побывавший в качестве врача сборной СССР на семи Олимпиадах, полагает, что допинг всегда приносит вред. Хотя в обычной жизни многие из наименований лекарственных препаратов, входящих в запрещенный список МОК, не вредят, а помогают здоровью людей, страдающих тем или иным заболеванием. Но есть существенная разница -- в дозировках. Сильнодействующие лекарства спортсмены зачастую принимают в дозах, намного превышающих норму.
-- Не только лекарственные препараты считаются допингом, но также способы и методы, к которым нередко прибегали врачи сборных команд, чтобы повысить работоспособность и выносливость спортсменов. Я был первым советским врачом, который применил в спорте аутогемотрансфузию (переливание крови). Натолкнули меня на эту идею эксперименты, которые я проводил для военного ведомства. Мне было важно узнать, при какой потери крови боец остается боеспособным? В ходе опытов я заметил, что, потеряв литр крови, испытуемый остается таковым и, более того, может даже запросто пробежать кросс.
Начал экспериментировать дальше, разрабатывать тему переливания крови. И выяснилось, что после таких процедур у спортсмена резко повышались выносливость и работоспособность. Я пробовал вводить спортсменам не только кровь, предварительно подвергшуюся рентгеновскому облучению и специальному центрофугированию, но и плазму. В итоге поймать таких атлетов на допинге было практически невозможно. Но на зимней Олимпиаде в Калгари произошел шумный скандал. Тренеры из Скандинавии обвинили нас в применении запрещенных методов допинга. Защищать позиции и авторитет спортсменов бросили меня. И я доказал, выступив по канадскому и американскому телевидению, что вводимая мною плазма никоим образом не является допингом, потому что лишена эритроцитов. Применяли же мы ее только для адаптации спортсменов в горных условиях. Калгари, как известно, находится на высокогорье. Так вот, после всего советской сборной были принесены извинения публично. Повторяю, публично, потому что надо уметь объяснять и говорить.
Кстати, в скором времени аутогемотрансфузия была официально запрещена в спорте. Но это вовсе не означало, что спортивные врачи перестали экспериментировать. Многие из них пытались найти методы, которые приносили бы быстрый и ощутимый результат, но при этом не поддавались контролю со стороны антидопинговых служб. К примеру, тренеры заставляли спортсменок беременеть незадолго до крупных соревнований, а затем делать аборты. Суть метода сводилась к тому, что в этот период в организме женщины происходил мощный выброс гормонов, благодаря чему спортсменка имела некоторые преимущества по сравнению с конкурентками. Некоторые врачи экспериментировали со спермой, предлагая спортсменкам принимать ее как некий «напиток». Правда, вскоре стало ясно, что абсолютно никакого эффекта это не приносит, потому что сперма растворялась в желудочно-кишечном тракте. Известны случаи, когда до старта нашим гребчихам приводили сексуальных партнеров, и девушки выигрывали соревнования. Ставились и другие эксперименты над спортсменами не только у нас, но и за рубежом.
Однако сегодня даже эти методы и способы ничто по сравнению с допингующими препаратами последнего поколения -- ЭПО и дарбепоэтином. Прием этих лекарств может обернуться жуткими последствиями, вплоть до летальных исходов. На моей памяти за семилетний период от допинга погибло как минимум семь спортсменов. Хотя официальную статистику в те времена нам вести было запрещено.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА