Время новостей
     N°140, 05 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.08.2008
Операция "Эвакуация"
В Петербурге не действуют "транспортные" поправки в Административный кодекс
Прошел месяц с тех пор, как вступили в силу "транспортные" поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Напомним, что с 1 июля принудительная эвакуация автомобилей производится за счет регионального бюджета, допуск водителя к управлению машиной возможен с 0,3 промилле алкоголя в крови, а на аварийных участках пути должны стоять камеры и фиксировать все, что там происходит. Но изменения в законе не изменили ситуацию на дорогах северной столицы.

Как рассказали "Времени новостей" в управлении ГИБДД Петербурга и Ленинградской области, средств на оборудование, способное хотя бы приблизительно определить степень заражения крови спиртом, и на тысячи видеокамер, которые надо установить на всех перекрестках и сложных участках улиц и магистралей, у них нет. Модернизация прошла в соответствии с имеющимися возможностями лишь местами.

И теперь, по рассказам очевидцев, на дорогах северной столицы и ее окрестностей творится абсурд. Например, за городом инспекторы просят водителей подышать в полиэтиленовые пакетики, а потом нюхают, чтобы узнать, сколько их испытуемый мог выпить накануне. А в центре Петербурга сотрудники ДПС получили настолько сложные для них аппараты, что после того, как водитель дыхнул в трубочку, долго смотрят на десятки мигающих лампочек, тяжело вздыхают, а потом достают если не полиэтиленовые пакетики, то старые привычные приборы с двумя лампочками и просят дыхнуть снова.

По счастью, согласно КоАП видеокамеры и алкоголеметры могут подождать до тех пор, пока у ГИБДД не появятся средства на их приобретение. А вот изменение условий принудительной эвакуации стало обязательным. Подробности процедуры регионы прописывают в своих нормативных актах.

Соответствующее постановление правительства Петербурга гласит, что теперь инспекторы должны отменять погрузку автомобиля, если водитель подоспел до отъезда эвакуатора. Также отменены "очищающие" от припаркованных машин рейды и акции. Ведь платят за эвакуацию теперь не автомобилисты, а городской бюджет. На первые полгода на эти нужды в городе было выделено 127 млн руб. По самым приблизительным подсчетам, за эти деньги можно эвакуировать около 25 тыс. автомобилей. Получается примерно по 4 тыс. авто в месяц.

Но эвакуация автомобилей в последнее время приобрела массовый характер. И этих денег может просто не хватить, поскольку сотрудники петербургского управления ГИБДД сильно увлекаются этим процессом. Как рассказал "Времени новостей" глава комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности городской администрации Леонид Богданов, ежемесячно в Петербурге на штрафстоянки с городских улиц отправляется 7380 машин. И с 1 июля эти объемы не уменьшились.

Стоимость услуги на данный момент составляет 3854 руб. Хранение автотранспорта стоит 25 руб. в час. Первые сутки оплачивает город, потом владельцы автомобилей. Зарабатывают эти деньги аккредитованные частные предприятия -- четыре компании, специализирующиеся на эвакуации автомобилей, и 11 коммерческих штрафстоянок. Руководители этих предприятий честно признались "Времени новостей", что раньше было легче. Автомобилисты платили наличными, а после забирали машину. Сейчас эти 4500 руб. будут перечисляться по безналичному расчету. А бюджетные субсидии, как мы знаем, редко приходят вовремя. Мало того, за ними еще надо побегать. Эвакуаторщикам и парковщикам необходимо предоставить перечень документов, сопоставимый с пакетом бумаг, подаваемых в налоговую инспекцию, -- журнал учета, протоколы, материалы фотофиксации и так далее -- по каждому случаю эвакуации.

При этом городские власти заявили, что они недолго будут кормить частников. С 1 января 2009 года город приступает к созданию собственной эвакуаторно-парковочной структуры. Точно так же в государственную превратится и частная единая диспетчерская служба 001, по которой обычно автомобилисты узнавали, куда увезли их собственность.

Спустя месяц жизни при новой системе выяснилось, что водителям от нее не полегчало. Разве что цена вопроса стала меньше. Водитель, обнаружив, что его автомобиля нет на том месте, где он его оставил, естественно, начинает нервничать: угнали или увезли -- системы оповещения до сих пор никто не придумал. Около часа он дозванивается до службы 001, где его, возможно, успокаивают и сообщают, что машина эвакуирована и находится на такой-то штрафстоянке. Они по большей части расположены "у черта на куличках". Человек пересаживается на общественный транспорт и через весь город едет за своим авто. На штрафстоянке ему называют определенную дежурную часть ГИБДД, где он должен получить разрешение на получение автотранспорта. Поездка в милицию одним разом тоже не обходится. Поскольку сотрудники ДПС сначала выдают ему штрафную квитанцию на 300 руб., которую он должен оплатить в отделении Сбербанка, до которого тоже надо ехать. Но и после предъявления сотрудникам милиции банковского чека несчастный автомобилист может не получить нужное разрешение. Поскольку выдают его после того, как водитель подписывает протокол об эвакуации его автомобиля. А сотрудник ДПС, который оформлял документы на машину, не ограничен в сроках доставки протоколов.

В общем, после ряда мытарств безлошадный водитель едет наконец на штрафстоянку, где предъявляет требуемую бумагу. После этого его ставят в очередь из коллег по несчастью и предлагают ждать своего часа, поскольку на штрафстоянке тоже надо заполнить ряд бумаг. В итоге весь этот процесс отнимает минимум трое-четверо суток (а это стоит уже порядка 2000 рублей).

Поэтому все действующие лица быстро подстроились под новую систему. Они предлагают выбор: или подчиниться бесконечной бюрократической процедуре, или вызвать инспектора с протоколом прямо на штрафстоянку, заплатить ему, но спасти нервы и время.

Подробности операции "Эвакуация" "Времени новостей" поведал инженер, владелец "Ауди" Дмитрий Асмолов, у которого по новой системе машину забирали уже дважды. Он, по его собственным словам, не хотел ждать, когда инспектор соизволит привезти протокол в дежурную часть. Но в первый раз механизм, видимо, не был отработан до конца. Дмитрию пришлось ехать в дежурную часть, где ему подсказали, как найти нужного инспектора с протоколом. Выслушав все, милиционер лично подъехал на штрафстоянку и за 2000 руб. предложил выдать нужное разрешение на получение автотранспорта. Во второй раз инспектора искать уже было не надо. Он спокойно сидел в обычной не ведомственной машине у ворот стоянки и принимал клиентов. Только такса выросла на 500 рублей.

Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Административная реформа