Время новостей
     N°139, 04 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.08.2008
Допинг-террор
Если в антидопинговом кодексе не появится принцип презумпции невиновности и срок давности, и без того принимающая все более дикие формы борьба за чистоту большого спорта рискует окончательно погубить целые виды.

Международный олимпийский комитет (МОК) лишил сборную США золотой медали в мужской эстафете 4х400 метров. Речь идет аж о позапрошлой летней Олимпиаде 2000 года в Сиднее. Один из участников американской эстафетной команды -- Антонио Петтигрю признался в употреблении запрещенных препаратов. В мае этого года он дал показания, согласно которым с 1997 по 2003 год применял эритропоэтин (ЕРО) и гормон роста (HGH). Эти вещества входят в список запрещенных к употреблению спортсменами препаратов. В результате антидопинговое агентство США аннулировало все результаты Петтигрю с 1997 года. Вместе с Петтигрю золотых медалей Олимпиады в Сиднее лишились три других участника эстафеты -- действующий рекордсмен мира в беге на 200 и 400 метров Майкл Джонсон, а также братья-близнецы Элвин и Келвин Харрисоны. При этом вопрос о перераспределении медалей сиднейской эстафеты 4х400 метров еще не обсуждался. С учетом дисквалификации американцев «золото» должна получить эстафетная команда Нигерии, «серебро» -- Ямайка, а «бронзу» -- легкоатлеты Багамских островов.

Международный олимпийский комитет провозгласил политику так называемой «нулевой терпимости» к допингу. На предстоящей летней Олимпиаде в Китае обещают взять 4500 допинг-проб -- это абсолютный рекорд в истории Олимпийских игр. Но в условиях, когда все активнее лоббируется уголовная ответственность за употребление, хранение и распространение допинга на фоне отсутствия эффективных правовых механизмов защиты спортсменов от обвинений в использовании запрещенных препаратов, борьба с допингом может выродиться в приговор самому спорту. Тем более что список запрещенных препаратов все время растет, а ради достижения все более высоких результатов приходится использовать все более изощренные биологические и медицинские технологии.

И уж тем более абсурдно пересматривать итоги Олимпиады восьмилетней давности. Да, Антонио Петтигрю «облегчил душу», что делает ему честь. Но все, кто помнит финальный забег той эстафеты, не дадут соврать: преимущество американцев над соперниками было столь велико, что никакой эритропоэтин не мог повлиять на итоговый результат. Да, разумеется, правила одинаковы для всех. Но раз уж американцы не попались на допинге тогда, значит, надо признать: ту эстафету они выиграли по правилам. Глупо наказывать спортсмена задним числом через много лет после окончания карьеры. А заодно с ним трех совершенно невиновных атлетов (или тех, чья вина не доказана). Никаким торжеством справедливости в лишении сборной США медалей в эстафете через восемь лет и не пахнет.

При всей благородности намерений такая антидопинговая политика вступает во все более явное противоречие с самой сутью большого спорта, от которого спонсоры, болельщики, тренеры, спортивные чиновники постоянно хотят новых более выдающихся достижений. Раньше из-за несовершенства допинг-контроля многие просто не попадались (как, уверен, не попадаются и сейчас). Конечно, методы контроля становятся все более продвинутыми, но при этом по-прежнему есть целые виды спорта, где положа руку на сердце допинг является неотъемлемым атрибутом достижения результата. Если говорить о масштабах допинг-скандалов, велогонки на шоссе, например, надо просто упразднять. Как в свое время фактически упразднили прежнюю тяжелую атлетику: под влиянием постоянных обвинений отдельных атлетов и целых сборных в употреблении запрещенных препаратов пришлось менять все весовые категории.

Так что политику «нулевой терпимости» к допингу МОК и Всемирное антидопинговое агентство должны подкрепить системой юридических мер, предусматривающих защиту атлетов от происков конкурентов (например, допинг можно запросто подбросить, и потом никому ничего не докажешь). И уж конечно очень осторожно надо рассматривать вопрос лишения наград крупных соревнований задним числом в командных видах -- там, где побеждает не один атлет. Иначе допинг-контроль рискует стать допинг-террором, исказив саму природу спорта как честного единоборства не меньше, чем искажает сам допинг.

Семен Новопрудский