Прорубив 300 лет назад окно в Европу, российские власти с тех пор никак не могут открыть туда морские ворота. В минувшие выходные в северной столице состоялась очередная попытка. Первые свои рейсы из Хельсинки в Петербург и обратно сделал паром M/s Julia. Какой будет судьба этого единственного в своем роде международного морского сообщения, пока неясно. Ведь в 2004 году по этому маршруту уже ходило это же судно (только под другим названием), но линия была признана нерентабельной, и ее закрыли.
Как-то все привыкли, что между Финляндией и Петербургом есть несколько шоссе. А единственный доступный вид транспорта -- автобус и автомобиль. Дошло до того, что небедные люди заказывают неофициальные межграничные такси, с которыми финские пограничники начали жестоко бороться. Но очереди на автомобильных пунктах пропуска до сих пор реальность, которая заставляет многих искать другие пути. Два поезда ездят туда и обратно, но мест не хватает. Еще четыре рейса железнодорожники собираются открыть в 2009--2010 годах. Моряки же предприняли очередную попытку наладить новые связи. И в субботу утром 77 финских туристов, прибывших в северную столицу России из Хельсинки на первом рейсе парома M/s Julia, сошли на причал Морского вокзала.
Представшее их глазам зрелище было унылым. Здание пассажирского терминала, пережив несколько десятков лет великой депрессии -- полного отсутствия каких-либо морских сообщений, превратилось в захудалый бизнес-центр. Вместо портовой суеты там царила скука. Время от времени приблатненного вида арендаторы спускались в холл и неторопливо охаживали единственный на всю округу
кофейный автомат, или их секретарши -- рахитичные офисные барышни -- выталкивали тяжелые входные двери, чтобы с апломбом "потянуть" такие же тонкие, как и они сами, сигареты.
Жизнь на Морской вокзал начала возвращаться пять лет назад -- появился паром "Георг Отс", который соединяет Петербург с Калининградом, да изредка пристают круизные суда. В субботу терминал принял пассажиров первого за последние четыре года международного рейса. И начались первые перемены. Продавцы сувениров наконец включили иллюминацию в своих лавках и даже что-то продали первым иностранцам. А известие о том, что M/s Julia будет приходить из Хельсинки каждые два дня (паром находится в пути ровно одну ночь), заставило торговцев явно оживиться.
Наверное, жизнь наладится, если, конечно, не случится того, что случилось с Christian IV, которым M/s Julia была четыре года назад, когда через несколько месяцев работы пассажиры на пароме закончились.
Но Кари Ювас, директор компании Stella Lines, отвечающей за работу паромной линии, полон оптимизма. Он рассказал "Времени новостей", что с 2004 года многое изменилось: "Россия, а вернее, Петербург стали нам ближе. В Финляндии все время рассказывают про новые услуги и сервисы для туристов, про новые гостиницы и рестораны, которые открылись в северной столице России. И нам кажется, что паром окупится. Тем более все рассчитано так, что для рентабельности хватит и пары сотен пассажиров в каждом рейсе, хотя полная вместимость парома 1860 пассажиров. Также мы рассчитываем и на российских туристов. Ведь с тех пор Финляндия вошла в Шенгенское соглашение, а на руках у одних только петербуржцев есть 300 тыс. шенгенских виз".
Правда, представители туристических фирм северной столицы не разделяют оптимизма топ-менеджера финской морской компании. Новые услуги для туристов, по мнению российских туроператоров, -- это результат рекламной кампании, которую комитет по внешним связям начал проводить в Европе более года назад и объектом которой является сам город Петербург. Развлечений по-прежнему категорически не хватает. А вот рестораны и правда есть. Именно они, говорят туроператоры, и могут стать наживкой на туриста. Но этот бизнес заработает, когда пассажиры не только круизных судов, но и паромов смогут 72 часа находиться в России без визы.
Как заявил "Времени новостей" вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов, сейчас правительство и законодательное собрание Петербурга направили в Федеральное Собрание РФ предложение, чтобы законодатели внесли в нормативные акты поправки, позволяющие пассажирам паромов трое суток находиться в России без визы. "Решение визового вопроса, а вернее, отсутствие этого решения -- один из сдерживающих факторов, мешающих развитию туристической отрасли. Законодатели планируют рассмотреть наши предложения уже в осеннюю сессию", -- пояснил г-н Молчанов.
По мнению чиновника, эта инициатива будет одобрена. Поскольку паромная линия, по его словам, -- это только начало. 10 сентября открывается первая очередь стратегического для города и страны проекта -- так называемого Морского фасада Петербурга, представляющего собой суперсовременную портовую пассажирскую зону. И уже осенью состоится первый заход туда круизного лайнера, которых в течение следующего года придет порядка восьмидесяти. По словам г-на Молчанова, не исключено, что вслед за "прекрасной Джулией" появятся и другие маршруты паромного сообщения.
Положительное решение визового вопроса "Времени новостей" помогла представить петербурженка, проживающая рядом с Морским вокзалом. Пенсионерка Василиса Зайцева рассказала, что однажды причалило круизное судно, на борту которого преобладали граждане Финляндии. Тогда окрестные рестораны, бары, кабаки и бульварные скамейки буквально наполнились нетрезвыми обитателями Суоми.
Но Кари Ювас опроверг подобные обвинения со стороны аборигенов Васильевского острова, заявив "Времени новостей", что граждане Финляндии приезжают в Петербург исключительно с деловыми или культурными целями. А на вопрос корреспондента "Времени новостей", может ли Финляндия в ответ также предоставить 72 часа безвизового пребывания российским паромным туристам, ответил серьезно: "Нам как бизнесменам это было бы выгодно. Поэтому мы проводили интервью с властями, с МИДом и президентом Финляндии. Надежда на это есть".
Вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов, слышавший этот разговор, не смог сдержать улыбку.