|
|
N°138, 01 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сага о трех лепестках
У машины Хамильтона нашли лишние рычаги
Две подряд победы Льюиса Хамильтона одновременно как бы подвели итог первой половины сезона и открыли его вторую часть. Несмотря на то что английская и немецкая гонки получились абсолютно непохожими ни по сюжету, ни по условиям, в которых они проходили, уверенность, с которой Льюис по их ходу разобрался со своими оппонентами, дает право объединить эти два этапа в один. В некоторых чемпионатах младших «формул» гонки состоят из двух частей -- из короткого спринта, ограниченного по времени, и основной гонки, где дистанцию отмеряют уже кругами. Соответственно и тактика в этих двух отделениях одного спектакля разнится примерно так же, как в легкой атлетике отличаются забеги на короткие и длинные дистанции. В одном случае важна чистая скорость, в другом требуется еще и выносливость с умением правильно распределить силы.
Некоторые аналогии с этими двухраундовыми баталиями низших гоночных серий мы и увидели в «Формуле-1» в этом году. Разбавленная дождем гонка в Сильверстоуне получилась, словно короткий спринт: надо было уйти в отрыв, пока асфальт совсем не залило водой, а остальное становилось делом техники, которая как в прямом, так и переносном смысле у Хамильтона одна из лучших. Неудивительно, что на финише пилот «Макларена» привез ближайшему сопернику более минуты отрыва. В Хоккенхайме Льюису, несмотря на блестящий старт и практически неотыгрываемое преимущество к половине дистанции, пришлось вести изнурительную борьбу после того, как на трассе побывала машина безопасности. Чтобы не упустить победу, команда пошла на определенный риск, отложив второй пит-стоп своего пилота на максимально возможный срок. Если бы вдруг снова возникла чрезвычайная ситуация, требующая вмешательства пейс-кара, Хамильтон рисковал оказаться перед закрытым пит-лейном с пустым баком, и ему пришлось бы выбирать между остановкой без топлива и нарушением правил, за которым последовал бы штраф. В любом случае гонка для него бы оказалась потерянной. Однако ничего подобного не произошло, и Хамильтону для победы оставалось сделать совсем немного -- опередить четырех соперников. Легко справившись с этой задачей (а ведь среди прочих в эту группу входил Фелипе Масса из «Феррари»), Льюис ни на миг не позволил усомниться в безусловности своей победы.
Правда, в испанской газете AS появились довольно открытые намеки на использование «Маклареном» некой программы, дающей преимущество гонщику на мокрой трассе. Журналист указал на существование на руле машины Хамильтона третьего подрулевого переключателя, якобы и отвечающего за включение этой программы. Естественно, что такое программное обеспечение сейчас в «Формуле» находится под запретом. Пикантность ситуации состоит в том, что единые блоки электронного управления, которыми оснащены машины всех команд, производятся именно в «Макларене». И, значит, разработчики этого узла могли добавить определенные дополнительные функции, выглядящие бесполезными и безобидными, если не знать, как правильно их использовать.
Но все оказалось не так просто, как представил испанский автор. Теперь уже в английской прессе было опубликовано объяснение, проливающее свет на новую секретную разработку команды из Уокинга. Действительно руль «Макларена» имеет кроме двух привычных лепестков переключения скоростей еще два рычажка. С их помощью пилот может управлять настройками крутящего момента двигателя и избегать пробуксовок и потерь мощности. Конструкция довольно хитрая и вроде бы легитимная, позволяющая обходить правило, запрещающее одновременную смену настроек крутящего момента и переключения передач. Интересно, что если это новшество и дает преимущество гонщикам «серебряных стрел», то воспользоваться им сумел пока только один из них. Да и на сухом асфальте Германии «Макларен» Хамильтона оставался вне конкуренции.
В общем, перед Гран-при Венгрии шансы лидера чемпионата на продолжение победной серии весьма велики. В прошлом году ни одному из гонщиков не удалось выиграть три гонки подряд. Сумеет ли Льюис преодолеть этот барьер -- в этом и заключается, пожалуй, главная интрига предстоящей гонки.
Дмитрий СИТНИК