Художник, философ, социолог Арсений ЖИЛЯЕВ -- один из лидеров покорившего Москву в прошлом году сквота «Типография Оригинал», -- содружества молодых, не вписанных в артиндустрию, посвятивших себя свободному творчеству. В биеннале он участвовал работами, отсылающими к поэтике ранних авангардных экспериментов. Отношение к формообразованию у Арсения сродни нравственному выбору. В этом он наследник патриархов 10--20-х годов. Частый на биеннале прецедент лукавого отношения к форме художника очень печалит.-- В своем творчестве ты отважно пытаешься осмыслить заново пластические идеи авангардного формотворчества, вернуть им смысл, вытащить из дизайнерской пустоты, в которую авангардные пластические идеи давно уже угодили. На биеннале кого-нибудь своим единомышленником увидел?-- Насчет единомышленников сказать сложно. Скорее другое: на разных уровнях замечаю отмеченную тобой тенденцию. Искусство превращается в дизайн, пусть даже более сложный, чем был. Формализм наиболее уязвим. Многие известные сегодня художники умудряются одни и те же свои работы представлять одновременно и на правых выставках с буржуазным искусством, и на ультралевых. И таким образом послание обесценивается. Остается декорация. А если мыслить о формализме ответственно, как, например, мой старший коллега Стас Шурипа, необходимо осознавать, что выбор любой формы -- это катастрофа. Когда ты что-то выбираешь, ты отсекаешь материал. Мне близки художники, несущие ответственность за свой выбор -- на всех уровнях. Ну вот всегда радует (и на этой биеннале тоже) Ира Корина. Из совсем молодых художников очень понравилась работа Саши Сухаревой о переживании модернистской утопии через личную историю. Она смелая и ни на что не похожая. Точечно и хорошо выступает Ирина Штейнберг. В галерее М'АРС ее работа на групповой выставке «Пустой знак», по-моему, лучшая. Это попытка осмыслить объединяющие нас основы -- медитативное видео с черной линией, колышущимся бесцветным флагом на фоне белого пейзажа. Хороша экспрессивная абстрактная живопись петербуржца Влада Кулькова в «Риджине». Живопись трогает энергией, уверенностью, внутренней наглостью.
-- Биеннале честно отразила экстенсивный путь развития искусства в нашей стране. Вроде бы всего много. И становится больше. А ощущение системного кризиса усиливается...-- Согласен. И претензии у меня не только к художникам, но и к кураторам. Если кураторы не переориентируются на какие-то сложные высказывания, будет коллапс. Когда обо всем по чуть-чуть разговор, тогда и работы такие. Тщательно продуманные проекты можно было сосчитать по пальцам. Классно было бы, если бы в дальнейшем высказывания стали более артикулированные и смелые. И еще жду проектов, где глобальный дискурс прорастает через личное, интимное переживание художника. Интересна возможная будущая немонументальная монументальность.