|
|
N°48, 20 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
НАТО не придет на Кавказ завтра
А послезавтра будет видно
«Южному Кавказу есть что предложить Европе» -- эта мысль стала лейтмотивом переговоров в Брюсселе президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, который за два дня встретился здесь с руководством Евросоюза и НАТО.
Официальный Тбилиси давно заявил о своем геополитическом выборе: привести страну к полноправному членству в Европейском Союзе и НАТО. Впрочем, это вопрос явно не завтрашнего дня, Грузия не проходит ни по одному формальному критерию. Тем не менее в Европарламенте Шеварднадзе убеждал в необходимости признать республики Южного Кавказа, прежде всего Грузию, не менее достойными присоединения к Единой Европе, чем страны Центральной и Восточной Европы. Главный козырь, перед которым не должны были устоять евродепутаты, это положение Грузии и других закавказских государств как естественного моста, «нового шелкового пути» между Востоком и Западом и, что существенно, между углеводородными ресурсами Каспия и Западной Европой. Пути в обход России.
Будущее Европы зависит от рынков и ресурсов Каспия и Центральной Азии. И Запад должен помочь, что он уже начал делать в рамках программ TRACECO и INOGATE, направленных на развитие транспортных коридоров и трубопроводных линий через Закавказье. Иначе вместо нефти и газа по этому руслу потекут потоки наркотиков, террористов и незаконных иммигрантов.
Касаясь отношений с Россией, Шеварднадзе отразил весь спектр оценок. От совсем непарламентских «наглой лжи» и «депутатской вакханалии» по адресу некоторых групп московской элиты до отношений с Россией как «краеугольного камня безопасности Грузии». Президент не настаивал на том, чтобы все каспийские трубопроводы проходили через Грузию. Без России тоже не обойтись, но Грузия обязательно должна получить законную долю. Он связывает большие надежды лично с президентом Владимиром Путиным, который, по его словам, «полностью и правильно понимает ситуацию» и с которым «обязательно будет найден общий язык».
Готов ли Европейский Союз, создающий собственные, автономные от НАТО военные структуры, в том числе корпус быстрого реагирования, включить Закавказье в зону своей ответственности для возможного проведения «операций петерсбергского типа» (установление и поддержание мира по афганской модели)? С этим вопросом ваш корреспондент обратился к Хавьеру Солане. Тот молча, но красноречиво покачал головой: ЕС не хочет.
На мой вопрос, в какой ситуации НАТО как военный альянс возьмет на себя заботу о безопасности важных для Запада нефте- и газопроводов с Востока, генсек Джордж Робертсон обратился к Шеварднадзе: «Господин президент, они всегда пытаются подтолкнуть меня к спекулятивным комментариям. Но я не собираюсь вступать в зону гипотетических предположений. Моя жизнь и так достаточно опасна, чтобы подвергать ее новым угрозам, вдаваясь в спекуляции».
Глава грузинского государства помог коллеге: такая миссия НАТО не потребуется, ибо Грузия полностью берет на себя ответственность за целостность и безопасность трубопроводов. Этому и должна помочь реформа грузинских вооруженных сил, которой содействуют страны НАТО, прежде всего США, а также Альянс в целом. По словам президента, грузинская армия будет доведена до натовских стандартов, чтобы обеспечивать безопасность собственными средствами. Именно для этого, а не для поимки Бен Ладена в Панкисском или Кодорском ущельях, прибывают в Грузию до 200 американских военных инструкторов. Натовские чиновники, как и генсек, не комментируют возможных в будущем нетрадиционных вариантов. Бюрократическая структура следует заданным параметрам, пока политики не решат иначе.
Александр МИНЕЕВ, Брюссель, корр. «Новой газеты» -- специально для газеты «Время новостей»