За несколько дней до старта Олимпийских игр в Пекине по легкоатлетической сборной России нанесен сокрушительный удар. Вчера Международная ассоциация легкой атлетики (ИAAФ) объявила об отстранении ото всех соревнований, в том числе и от Олимпиады, семи российских спортсменок -- Елены Соболевой, Дарьи Пищальниковой, Гульфии Ханафеевой, Татьяны Томашовой, Юлии Фоменко, Светланы Черкасовой и Ольги Егоровой. Две последние, правда, в составе олимпийской команды не значились. В качестве причины названо несовпадение ДНК атлеток в допинг-пробах, взятых в 2007 году.
Потери оказались более чем ощутимыми. Как минимум три из пяти легкоатлеток, числившихся в олимпийской сборной страны, являлись одними из главных претенденток на олимпийские награды. Елена Соболева имела лучший результат сезона в мире в беге на 800 и 1500 м, Дарья Пищальникова -- лучший в метании диска. В беге на 1500 м Татьяна Томашова числилась второй, а Юлия Фоменко -- седьмой. Гульфия Ханафеева занимала пятую позицию в метании молота. Напомним, что
на недавнем зимнем чемпионате мира в закрытых помещениях в Валенсии бегунья Елена Соболева установила новый рекорд мира -- 3.57,71 в забеге на 1500 м. Второе место с личным рекордом тогда заняла еще одна наша спортсменка Юлия Фоменко -- 3.59,41.
Весь день вчера Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) проводила внутреннее разбирательство. Экзотическая версия -- использование исказившего анализ ДНК «генного» допинга, на который в Пекине будут обращать особое внимание, -- была отметена практически сразу. Остался банальный вариант: биологические пробы, взятые во внесоревновательный период в апреле-мае 2007 года, были подменены и поэтому не совпали с теми, что были взяты на чемпионате мира в Осаке в августе того же года и в финале Гран-при. В итоге руководители ВФЛА постановили отправить письмо в ИAAФ с требованием объяснить, почему именно сейчас, как минимум спустя несколько месяцев после их получения, были обнародованы эти результаты.
Международная ассоциация и Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) действительно не могли не располагать информацией о несовпадении проб ДНК российских спортсменок. Но тем не менее долгое время разрешали им участвовать в различных международных соревнованиях, вплоть до зимнего чемпионата мира в закрытых помещениях, не делали попыток опротестовать установленные на них рекорды и отнять завоеванные награды.
Как признался вчера "Времени новостей" президент ВФЛА Валентин Балахничев, он также располагал данными о несовпадении проб. Но поскольку официальной реакции от ВАДА и ИААФ не было, дело посчитали закрытым. Балахничев рассказал нашему корреспонденту, что во Всероссийскую федерацию легкой атлетики месяц назад пришли некие документы из ИААФ по этой теме, но изложенные в них факты не обязывали отстранять спортсменок от участия в чемпионате России.
Накануне в ходе прямого телемоста с Пекином своими тревогами по этому поводу делился и начальник управления по научному, медицинскому и антидопинговому обеспечению «Росспорта» РФ Александр Деревоедов: «В кодексе ВАДА четко не прописаны сроки, когда необходимо обнародовать информацию о пойманных на допинге атлетах, что зачастую является причиной для разного рода инсинуаций».
Еще раньше эту же тему поднимал министр спорта, туризма и молодежной политики России Виталий Мутко. Три дня назад он открыто заявил журналистам, что в преддверии Игр можно ожидать любых сюрпризов. И сюрпризы не заставили себя ждать. «Это выходит за рамки цивилизованных отношений. На обсуждение поднята прошлогодняя проблема, которую надо было обсуждать, как только она появилась», -- заявил вчера «Времени новостей» Валентин Балахничев.
«История очень давняя, -- подтвердил в эфире радио «Спорт» главный тренер сборной России по легкой атлетике Валентин Маслаков. -- Но именно к Олимпиаде отстранили этих спортсменок. Всегда к Играм делаются такие «подарки», и это нехорошо. Думаю, подобное отношение к нашим спортсменам сложилось потому, что их высокие результаты многих не устраивают».
Если речь идет действительно о подмене анализов, то это первый случай в истории отечественной легкой атлетики, который получил громкую огласку. Да и эта история пока полностью не рассекречена. Биопробы спортсмены сдают в специальном помещении в присутствии представителя антидопинговых служб и практически обнаженными, чтобы исключить любую возможность подмены. Дальше пробы находятся под контролем Всемирного антидопингового агентства. Пока российской стороне не представили никаких объяснений, на каком этапе биологические образцы могли быть подменены, причем сразу в таких количествах. Но и времени, чтобы проводить расследование и подавать протесты, уже не остается -- Олимпийские игры стартуют 8 августа и уже точно без пяти россиянок.
Российские антидопинговые службы, которые на днях отрапортовали о поголовной чистоте российских спортсменов, оказались в стороне от событий. Как пояснил «Времени новостей» заместитель руководителя Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Игорь Загорский, на данный момент эта организация располагает минимальной информацией, поскольку все документы были направлены во Всероссийскую федерацию легкой атлетики. «Нам известно только то, что ИААФ временно отстранила спортсменок от участия во всех соревнованиях, проводимых под их эгидой, включая и Олимпийские игры, на основании несовпадения проб ДНК. Национальная федерация легкой атлетики не могла не подчиниться этому решению, -- подтвердил он уже имеющуюся информацию. -- У нас нет никакой информации, какие пробы с какими сравнивались. Идет ли речь о сравнении проб, взятых недавно в Москве, с теми, что год назад, или выводы были сделаны на основании каких-то других анализов. В ближайшее время будет проведено тщательное расследование всего происшедшего. Мы со своей стороны готовы оказать всю необходимую помощь ВФЛА».
Пресс-служба Олимпийского комитета России от каких-либо комментариев по поводу данного инцидента воздержалась, равно как и почти все спортивные чиновники высшего ранга. Однако, как дали понять в Министерстве спорта и в Олимпийском комитете России, там не исключают появления "новых скелетов из шкафа". Согласно кодексу ВАДА допинг-проба, взятая у спортсмена, может храниться восемь лет. Но в том же кодексе четко не прописано, когда именно должны быть объявлены ее результаты и кто конкретно выбирает тот момент, в который нужно объявить о дисквалификации.