|
|
N°138, 01 августа 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Как капрал генералу»
Лех Валенса защищает генерала Ярузельского
В варшавском окружном суде во время громкого процесса о трагических событиях декабря 1970 года на балтийском побережье Польши случилась неожиданность. Вызванный в качестве свидетеля зачинщик тогдашних антиправительственных выступлений Лех Валенса на днях поддержал главного обвиняемого в подавлении рабочих протестов Войцеха Ярузельского. «Генерал мало что мог сказать, тогда правил секретарь партии, -- заявил Валенса, добавив: -- Я обвиняю систему, а не людей».
Причиной прокатившихся в декабре 1970-го по всей Польше рабочих волнений стало решение правительства повысить цены на мясо и мясопродукты. Протестующие поджигали административные здания и автотранспорт, наносили ущерб военной технике, разрушали и грабили магазины. Когда поток возмущенных рабочих направился к столице, в ЦК правившей в те годы Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) стали обсуждать план обороны Варшавы, а в сейме -- готовить решение о введении чрезвычайного положения. Раздались выстрелы. Самыми трагичными последствия противостояния были в Гданьске, Гдыни, Щецине и Эльблонге -- приморских районах Польши, где на подавление протестов бросили армию и милицию, -- погибли 44 человека, 1164 были ранены.
В годы правления ПОРП о кровавых столкновениях напоминали лишь нелегальные издания да скромные памятники на могилах погибших. Партийные комиссии брались за «изучение вопроса» и даже назвали причастным к трагедии первого секретаря ЦК Владислава Гомулку и его окружение, но о суде над зачинщиками расправы не могло быть и речи.
Лишь теперь декабрь 70-го стал символом борьбы, которая привела к созданию независимого профсоюза «Солидарность» и концу коммунистического режима. В 1990 году в Гданьске началось следствие, которое было призвано установить виновных трагедии. В 2001 году эстафету принял варшавский окружной суд, который с большими перерывами дотянул процесс до сегодняшнего дня.
На скамье подсудимых осталось шесть человек -- тогдашний министр обороны Войцех Ярузельский, вице-премьер Станислав Кочелек, замминистра обороны генерал Тадеуш Тучапский и трое командующих воинскими подразделениями, которые подавляли протесты. Их обвиняют в «коллективном действии», которое привело к гибели 44 человек. Наказанием может стать пожизненное заключение, подсудимые свою вину отрицают, Ярузельский настаивает, что за декабрьские события не отвечает «ни юридически, ни морально».
Восемь лет назад впервые полностью была опубликована служебная записка о заседании 15 декабря 1970 года партийно-государственного руководства, один из пунктов которой гласил: «Отдать милиции и армии приказ, разрешающий применение оружия в случае поджога или разрушения объектов, нападения на милицию, опасности для человеческой жизни. Первые выстрелы направлять вверх, а после 5--10 секунд в случае сближения с милицией стрелять в ноги». В той же записке сказано, что министр национальной обороны получил распоряжение подтянуть воинские части и разместить их в определенных пунктах.
Существуют версии о «заговоре против Гомулки», благодаря которому в 1970 году первым секретарем ПОРП стал Эдвард Герек. Один из высших партийных руководителей той эпохи Станислав Каня как-то вспоминал о «большом беспокойстве Кремля в декабре 1970 года» -- разговорах Брежнева с Гомулкой, письме советских коммунистов членам ПОРП, многочисленных телефонных звонках из Москвы в Варшаву. Но Каня замечает, что советские руководители не поддерживали стрельбу и призывали к политическому разрешению кризиса.
Показания Леха Валенсы, который, будучи 27-летним электриком, возглавлял протест на Гданьской судоверфи имени В.И. Ленина, по мнению экспертов, подтверждают, что приказы отдавали не генералы, а партийные боссы. Валенса рассказал, как милиция пыталась заставить его утихомирить разбушевавшуюся возмущенную толпу рабочих. Он согласился с тем, что забастовки были вызваны повышением цен, но их сутью, по его словам, было отсутствие плюрализма и согласия власти с народом. На суде Валенса подошел к скамье обвиняемых и протянул руку Ярузельскому. «Как капрал генералу», -- сказал бывший руководитель «Солидарности».
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава