|
|
N°48, 20 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бриллианты из Биробиджана
ФСБ раскрыло заговор израильских огранщиков якутских алмазов
Процесс по делу самой громкой со времен эпопеи «Голден АДА» аферы на российском рынке драгоценных камней завершился в понедельник в Мосгорсуде. Первым об этом расследовании, как о крупнейшем успехе своих подчиненных, объявил в декабре директор ФСБ Николай Партушев. Речь идет о незаконных сделках с якутскими алмазами, за которыми стояли граждане России и Израиля, в том числе руководители СП «Элдер Цион Интернешнл». Свидетелями по делу проходили представители АЛРОСА. И вот 18 марта суд приговорил к восьми годам тюрьмы израильского коммерсанта Давида Рафаелова, который, по версии следствия, был одним из владельцев «Элдер Цион Интернешнл».
Алмазная история началась еще шесть лет назад. Тогда владельцы крупного израильского предприятия по продаже бриллиантов «Элдер Цион» братья Ционы решили открыть в России филиал -- СП «Элдер Цион Интернешнл». По замыслу он должен был заняться обработкой добываемых в Якутии алмазов для последующей продажи за границу. Вскоре братья собрали все лицензии и зарегистрировали «Элдер Цион Интернешнл» в Биробиджане (Еврейский автономный округ). Помимо израильтян учредителями СП стали уважаемые в регионе люди, включая бывшего первого секретаря обкома КПСС. Ционы начали переговоры с АЛРОСА, завозя в ЕАО из Израиля необходимое ограночное оборудование. Однако пустить его в ход так и не довелось: братья поругались с партнерами (позже они сказали, что им даже кто-то угрожал) и оставили бизнес в России.
Несколько лет «Элдер Цион Интернешнл» простаивало, а потом им заинтересовался крупный израильский финансист Рони Коэн. Гендиректором СП г-н Коэн назначил хабаровского коммерсанта Виктора Эделева, а сам иностранец зачастил в Россию в сопровождении двух представителей -- Татьяны Гельберт и Давида Рафаелова. Последний, как утверждают адвокаты, в сделках с камнями не участвовал, а работал переводчиком. ФСБ же решило, что г-н Рафаелов владел крупным пакетом акций СП. Так или иначе, но в 1998--99 годах г-н Коэн, по данным следствия, начал перечислять из Израиля на счета «Элдер Цион Интернешнл» крупные суммы, на которые фирма стала приобретать у АЛРОСА алмазы. СП покупало их, не уплачивая НДС, что было в то время разрешено. Правда, при этом «Элдер Цион Интернешнл» не имело права вывозить камни за границу -- в его обязанности входила лишь доставка камней с соблюдением необходимых процедур в Биробиджан и обработка. Дальше СП должно было продать бриллианты обратно АЛРОСА, а в случае вывоза за рубеж -- перечислить государству НДС. Однако на деле вышло по-другому.
Как выяснили в ФСБ, на самом деле алмазы из Якутии на машинах Московского управления инкассации (МУИ) в сопровождении некоего предпринимателя Чекина шли не на ограночный завод в Биробиджане, а прямиком в столицу. Там необработанные камни получала Татьяна Гельберт, после чего их пути терялись. По данным же контрразведчиков, алмазы контрабандой отправлялись на Запад. Всего, как было доказано, таким образом из страны ушло 37 тыс. каратов камней на 2,5 млн долларов.
Другая история, заинтересовавшая ФСБ, касалась сделки «Элдер Цион Интернешнл» с компанией «САПИ-Диам». Эта фирма обрабатывала камни для АЛРОСА и в 1998--99 гг. из-за наплыва работы стала искать партнеров. Таковым согласилось стать «Элдер Цион Интернешнл». Вскоре СП получило от «САПИ-Диам» партию алмазов на 2 млн долларов, которые надо было перебрать и обработать строго в Биробиджане. Однако, как установило ФСБ, Виктор Эделев отвез камни в столичную фирму «Техномаш», где они пролежали несколько месяцев. «САПИ-Диам» это не понравилось, и ее представители сами приехали в Москву и забрали драгоценности. При последующем пересчете выяснилось, что камней на 1,1 млн долларов просто не хватает.
По всем фактам ФСБ возбудило дела о мошенничестве, контрабанде, неуплате налогов и незаконном обороте драгкамней. Первым арестованным стал гендиректор «Элдер Цион Интернешнл» Виктор Эделев, и летом прошлого года он получил пять лет тюрьмы.
А дело с гражданами Израиля Коэном, Гельберт и Рафаеловым затянулось. Из всех троих только Рафаелов соглашался приезжать в Россию на допросы, на одном из которых его и арестовали. А Коэн и Гильберт до сих пор числятся в розыске. На закрытом процессе над Рафаеловым обвинитель заявил, что израильтянин в свое время приобрел за 160 шекелей у братьев Цион 80% акций «Элдер Цион Интернешнл», курировал все финансы фирмы и, следовательно, отвечал за незаконные сделки с алмазами. Суд с этим согласился и дал ему восемь лет тюрьмы. Адвокат же Рафаелова Михаил Маров заявил, что считает приговор необоснованным и намерен его опротестовать. По его словам, на суде не было предоставлено доказательств покупки Рафаеловым акций СП и вообще его участия в руководстве «Элдер Цион Интернешнл». К тому же, как утверждает защитник, гендиректор сбытовой организации АЛРОСА Юрий Окоемов в свое время дал очень странное письменное разрешение на вывоз алмазов не в Биробиджан, а в Москву, хотя сам он на суде это опроверг.
Александр ШВАРЕВ