Время новостей
     N°138, 01 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.08.2008
Спрос превышает предложение
Почти две трети россиян хотят, чтобы в стране была оппозиция
«Левада-Центр» опубликовал данные опроса, посвященного политической оппозиции. Выяснилось, что россияне сомневаются в существовании в стране оппозиции, но считают, что она нужна. Опрос проводился 18--22 июля с участием 1600 россиян. Статистическая погрешность не превышает 3%.

На вопрос, есть ли сейчас в России политическая оппозиция власти, утвердительно ответили 46% респондентов. Стоит заметить, что самый высокий показатель по этому вопросу был в 2000 году -- 53%. С тех пор процент опрошенных, уверенных в существовании оппозиции, неуклонно падал. В 2006 году оппозиционеров заметили лишь 37% опрошенных. Так что можно констатировать: в последний год оппозиция немного активизировалась. Или просто больше граждан стало ее замечать.

35% опрошенных ответили, что оппозиции в России «определенно нет» и «скорее нет». 19% затруднились ответить. Социологи «Левада-Центра» отмечают, что наибольшее число респондентов, уверенных в существовании политической оппозиции, замечено среди сторонников КПРФ. Противоположного мнения придерживаются те, кто голосовал за «Яблоко», СПС, «Справедливую Россию» или вовсе не принимал участия в выборах.

В то же время уверенное, почти квалифицированное большинство порошенных (62%) считает, что политическая оппозиция власти в России нужна (для сравнения: в 2000 году их было куда меньше -- 47%). 21% считает, что оппозиция не нужна, 17% затруднились ответить. В необходимости существования политической оппозиции, что неудивительно, уверены чаще всего избиратели КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», СПС и «Яблока». Противники оппозиции чаще всего встречаются среди электората «Единой России».

«Да, спрос на оппозицию есть, и он превышает предложение, то есть у нас наблюдается дефицит. Но дефицит именно эффективной и неноминальной оппозиции, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. -- Это означает, что граждане не видят тех сил, которые отражают их идеологические пристрастия, или же не считают существующие оппозиционные организации эффективными. Вообще спрос на оппозицию -- это не всегда спрос именно на критику и противостояние власти. Это спрос на то, чтобы в случае необходимости те социальные интересы, которые формируются и развиваются в обществе, были донесены до власти. В этом смысле спрос на оппозицию всегда растет по мере того, как общество развивается, становится более дифференцированным, в нем формируются новые социальные группы, которые постепенно осознают свои интересы. Поэтому когда мы говорим о модернизации общества, нужно учитывать, что вот такой спрос на политическое представительство своих интересов, в том числе и через эффективные оппозиционные партии, будет расти».

Мнение россиян об оптимальной партийной системе за последние годы не претерпело значительных изменений. Сегодня, как и в 2006 году, 32% опрошенных придерживаются идеалов однопартийной системы. «Малопартийную» систему, то есть состоящую из двух-трех крупных партий, выбирают 42--45% опрошенных. И всего 5--8% опрошенных считают, что России нужно много малочисленных партий. А 7% утверждают, что политические партии России «вообще не нужны».

Не стал сенсацией тот факт, что за «одну сильную правящую партию» высказываются чаще других избиратели «Единой России». Мнение о необходимости двух-трех партий больше свойственно электорату ЛДПР, «Справедливой России» и КПРФ, в пользу множества малочисленных партий высказываются сторонники СПС и «Яблока» или «Справедливой России». Те, кто не принимает участия в выборах, чаще других говорят, что политические партии современной России не нужны вовсе.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА