|
|
N°137, 31 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«С удовольствием и с большим напряжением»
Президент РЖД отчитался за первое полугодие
Разъясняя свое отношение к политике отечественных производителей металла, президент «Российских железных дорог» (РЖД) Владимир Якунин вынужден был вчера цитировать Новый Завет. «Пусть, как говорил Христос, любой из них (металлургов. -- Ред.) встанет и кинет камень в «Мечел» или еще куда-нибудь», -- предложил президент. Замечание последовало на пресс-конференции за вопросом, отразятся ли на РЖД известные трудности «Мечела». В ответ г-н Якунин подчеркнул, что, с его точки зрения, все крупные игроки металлургического рынка делали то же, в чем власти обвиняют сейчас «Мечел». «Я работаю со многими производителями рельсов», -- объяснил президент свою информированность. Конечно, в этот момент он уже знал, что в сети кампании по наведению порядка в отрасли уже попал следующий сталелитейный гигант -- группа Evraz.
Ценовая политика поставщиков вызывает у главы РЖД глубокую озабоченность. «Рост цен на основные потребляемые ресурсы сжирает, как в компьютерной игре, все, что нам удается сделать», -- посетовал г-н Якунин. Системную беду народного хозяйства страны он обрисовал так: «К сожалению, принцип «давай съедим сначала твое, а потом каждый свое» в нашей экономике не изжит». И добавил: «Будем с этим бороться».
Согласно статистике, в этой борьбе железнодорожникам сопутствует успех. Совокупный грузооборот РЖД за первую половину года возрос на 8,1%, до 1228,6 млрд т/км. Пассажирооборот также немного увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: на 1,8%, до 83,1 млрд пассажирокилометров. Доход от основной деятельности РЖД в первом полугодии равен 528,6 млрд руб., на 12,7% больше, чем за тот же период годом раньше. Чистая прибыль компании составила 18,8 млрд руб. «Работаем с удовольствием, но и с большим напряжением», -- заключил г-н Якунин.
Напряжение порождается не только неблагоприятной ценовой конъюнктурой в смежных отраслях экономики, но и некоторыми внутренними факторами. Как следует из распространенных на вчерашней пресс-конференции данных, себестоимость перевозок за отчетный период увеличилась на 11% при росте цен в промышленности на 8,7%. Кредиторская задолженность РЖД (144,2 млрд руб.) заметно превышает дебиторскую (80 млрд рублей).
Текущую деятельность компании осложняют даже ее собственные усилия по модернизации существующей инфраструктуры. За первую половину года отремонтировано 5,7 тыс. км железнодорожных путей, в оставшиеся месяцы протяженность отремонтированного и реконструированного пути намечено довести до 15,6 тыс. км. Если учесть, что общая протяженность сети РЖД составляет 85,5 тыс. км, то получается, что примерно 1/5 часть ее на то или иное время в той или иной степени будет выведена из эксплуатации в течение года. «Этот год будет очень непростым», -- отметил Владимир Якунин, суммируя трудности, которые воздвигают перед железнодорожниками природа, экономика, клиенты, партнеры, а также производственная необходимость.
Михаил КУКУШКИН