Щедрость экс-президента, а ныне премьер-министра России Владимира Путина вернулась к нему сторицей. Год назад во время своего визита в Триполи тогдашний
глава российского государства простил ливийцам долг в 4,5 млрд долл. Лидер ливийской революции Муаммар Каддафи не забыл этого. И сделал ответный подарок. Он освободил задержанного в Ливии в ноябре 2007 года по подозрению в промышленном шпионаже главу представительства компании «ЛУКОЙЛ Оверсиз» Александра Цыганкова и великодушно позволил ему вернуться на родину. Процедура возвращения г-на Цыганкова была обставлена в пафосном восточном стиле.
«Экспромт, сюрприз», -- характеризовал поступок своего лидера премьер Ливии аль-Багдади Али аль-Махмуди. Это ему выпала высокая честь рассказать Владимиру Путину о жесте доброй воли г-на Каддафи. Если бы он мог, он бы привез г-на Цыганкова и передал из рук в руки главе российского правительства. Но он не смог, лукойловца отпустили в прямом смысле этого слова, и с трапа самолета ливийского премьера он отправился домой позавчера вечером. Вчера же в правительственной резиденции на Воздвиженке во время встречи один на один (публичной ее части) г-н Махмуди с восторгом восстанавливал все детали происшедшего чуда.
«Это было истинным сюрпризом. Мы были уже на борту, когда вдруг нам привезли российского гражданина, -- сообщил премьер Ливии. -- Это было сделано по личному распоряжению лидера ливийской революции Муаммара Каддафи. Этот шаг был сделан, несмотря на возражения компетентных органов Ливии, которые по-прежнему подозревают его в том, что он замешан в незаконных действиях на территории нашей страны». Г-н Махмуди пояснил, что такое стало возможно лишь из-за особой личной симпатии г-на Каддафи к г-ну Путину.
Российский премьер «сюрприз» оценил: «Спасибо за этот жест, который сделал лидер ливийской революции. Я имею в виду освобождение российского гражданина. Спасибо, что вы его привезли». «Беспрецедентный случай», -- как бы еще не веря, задумчиво заметил он. Было похоже, что даже опытный политик Путин удивился тактическому искусству г-на Каддафи. «Это та деталь (возврат г-на Цыганкова. --
Ред.), которая подчеркивает качество наших отношений», -- не удержался от комплимента российский премьер.
Он просил ливийских руководителей не беспокоиться, если за год пребывания в тюрьме российского лукойловца они узнали у него не все. «Все вопросы, которые нуждаются в прояснении, будут прояснены нашими компетентными органами. Все, что в наших силах, мы сделаем, чтобы оказать вам содействие. Можете не сомневаться», -- заверил он ливийского премьера.
Менеджер по развитию бизнеса филиала "ЛУКОЙЛ Оверсиз" в Ливии Александр Цыганков был задержан ливийскими властями по подозрению в промышленном шпионаже 25 ноября 2007 года. Однако официального обвинения ему так и не предъявили.
Задержание представителя "ЛУКОЙЛ Оверсиз" произошло за две недели до подведения итогов тендера на геологоразведку и добычу газа в Ливии, в котором компания планировала принять участие. Российская сторона в течение длительного времени пыталась добиться освобождения своего гражданина.
В апреле 2008 года, в преддверии визита Владимира Путина в Ливию, ожидалось, что в ходе переговоров в Триполи будет затронут вопрос о судьбе Цыганкова. Однако освобождения пришлось ждать еще несколько месяцев. Он был освобожден из-под стражи в Триполи 30 июля. "Компания ЛУКОЙЛ выражает признательность руководителям Российской Федерации, сотрудникам МИД России и посольства России в Ливии за их усилия по освобождению Александра Цыганкова", -- говорится в сообщении компании.
После такого человеческого подарка г-н Махмуди, конечно, рассчитывал на чрезвычайно доброжелательный тон переговоров с российским премьером. 20 лет ливийские руководители не приезжали в Москву. И вчера г-ну Махмуди было важно не столько выйти от г-на Путина с каким-то подписанным соглашением, сколько показать, что Ливия для России эксклюзивный партнер, пользующийся некими преференциями. «Мы рады встрече с другом нашего лидера, -- говорил он журналистам по итогам переговоров. -- Будущее нашего сотрудничества я теперь вижу не только в сфере военно-технического сотрудничества. Будущее за нефтегазовым сектором, за развитием инфраструктуры. Мы договорились об использовании атомной энергии в мирных целях. Сейчас Ливия разрабатывает проект строительства атомной станции. Ее ресурс будет использоваться помимо производства электроэнергии еще и для опреснения воды».
Российский премьер подтвердил интересы «Газпрома» и «Татнефти» в Ливии, а также привел в пример очень выгодный контракт стоимостью 2,2 млрд долл., который заключило РАО "РЖД" на строительство железной дороги. Г-н Махмуди не растерялся и тут же передал приглашение, от которого г-ну Путину после известного сюрприза теперь будет трудно отказаться. Г-н Каддафи просит российского премьера лично открыть железную дорогу в Бенгази в конце нынешнего августа.