Время новостей
     N°138, 01 августа 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.08.2008
От мата до автомата
В России создают новые боеприпасы
Одно из ведущих предприятий российского оборонно-промышленного комплекса государственного научно-производственного предприятия «Базальт» отмечает в эти дни 70-летие со дня основания. «Базальт» -- многопрофильное предприятие, его заказчики -- почти все рода войск, специальные службы, в том числе иностранные. Предприятие имеет право самостоятельно выходить на внешний рынок. Ежегодный рост производства в последние несколько лет -- 40--50%, а в этом -- более чем в два раза. Это не рапорт конкретного предприятия о проделанной работе, это оценка тенденций в целой отрасли оборонной промышленности -- производстве боеприпасов.

Как образно выразился генеральный директор «Базальта» Владимир Кореньков, предприятие производит «второй хлеб армии». 60--70% боеприпасов поля боя в той или иной степени разработаны конструкторами, учеными, технологами «Базальта». За все время существования предприятия сдано на вооружение более 800 образцов. Традиция продолжается -- каждый год сдается два-три, а иногда четыре новых образца средств ближнего боя. Боеприпасы разработки «Базальта» находятся на вооружении более чем 80 стран, лицензии на производство 61 вида боеприпасов переданы в 11 стран, в них построено более 20 заводов по их производству.

«Базальт» -- слепок с успешной части российской оборонной промышленности. В последнее время много внимания на предприятии уделяют производству нелетального оружия для армии -- явно на перспективу. Дело в том, что сегодня такое оружие используется лишь специальными подразделениями ФСБ и МВД, да и то по решению прокуратуры. Владимир Кореньков определил место нелетального оружия опять же образно: в промежутке от мата до автомата. Спектр нелетального оружия довольно прост: 50--60% -- полицейские газы, 30% -- ударные боеприпасы типа резиновых пуль и осколков, все остальное -- пенные, клеящиеся составы, ослепляющие гранаты. Техническая задача уже решена во всем спектре -- от ручной гранаты до авиационной бомбы. Осталось получить соответствующую законодательную базу и изменить боевые уставы.

Среди наиболее перспективных средств г-н Кореньков назвал кассетные боеприпасы, в том числе совсем новые -- планирующие. Между тем мировая общественность выступает за уничтожение этого класса оружия как негуманного. Г-н Кореньков уже более семи лет член международной конференции по негуманному оружию. По его мнению, усилия по запрету негуманного оружия, а это, помимо кассетного оружия, противопехотные и противотранспортные мины, лазеры, пережитки войны, направлены главным образом на российские арсеналы.

Любопытно, что перед вторжением в Ирак американцы активно педалировали проблему противотранспортных мин. На деле эти мины просто мешали быстрому проникновению американских войск на территорию Ирака. Акция не прошла в основном благодаря позиции российской делегации. В отношении кассетных боеприпасов, полагает г-н Кореньков, выступают, как правило, с чьей-то подачи организации, часто не очень представляющие себе, что это такое -- кассетное оружие. Изъян их позиции, по мнению гендиректора "Базальта", состоит в том, что неправильное применение этого оружия сваливают на само оружие. Пример ошибки применения: если кассетный боеприпас открыть на не свойственной для него высоте, неразорвавшиеся элементы из кассеты усеют большую площадь, и этот участок будет долгое время опасным -- возникнет так называемый послевоенный эффект.

Кассетное оружие создавалось для того, чтобы решать те же задачи, но меньшими, иногда в десять раз, средствами. Кроме того, могущество каждого кассетного элемента понижено до уровня, необходимого для поражения цели. Противники кассетных бомб говорят лишь о количестве элементов. Для России запрет кассетных боеприпасов, уверен г-н Кореньков, крайне невыгоден: придется заново переоснащать свои арсеналы под навязанные извне характеристики. Если уничтожение кассетных боеприпасов узаконить на международном уровне, России придется закупать подобные боеприпасы и технологии на Западе.

Еще одно новое направление «Базальта» -- наборы модулей к ранее существовавшему оружию. Например, к бомбам свободного падения. Модули, выводящие бомбы точно на цель, позволяют применять их с предельно малых высот -- вне зоны действия средств ПВО. Стоимость модуля сопоставима со стоимостью самой бомбы. Но ракета для решения тех же задач стоит в 50 раз дороже. Именно модули в ближайшие пять--десять лет будут определять облик авиационных вооружений, как и средств ближнего боя.

В последние годы предприятие сдало на вооружение армии более полусотни новых и модернизированных образцов боеприпасов к оружию ближнего боя. Например, обычный гранатомет РПГ-32 «Хашим» из чисто противотанкового средства превратился в малую ракетную артиллерию бойца. К нему имеется весь спектр боеприпасов, поражающих все типы современной брони, в том числе с активной защитой. Он позволяет теперь бороться и с живой силой противника в укрытиях. При этом можно выбирать оптимальный заряд для поражения той или иной цели. Эти чудесные свойства приданы теперь всему спектру одноразовых средств -- от старых РПГ-18 до новейших РПГ-28, которые способны поражать все существующие танки и в перспективе на десять лет.

С появлением новой элементной базы, новой идеологии ведения войны (в городе, на пересеченной местности, с закрытых позиций) старые средства, созданные в соответствии с идеологией 80-х годов прошлого века, не всегда эффективны. Борьбу с бронетехникой приходится вести на коротких дистанциях -- от 50 до 200 метров. Здесь важно поразить цель с первого выстрела. И «Базальт» в этом русле создает средства поражения «на существенном промахе», то есть при пролете сверху или сбоку от цели. Это тенденция мировая, однако подчиненные Коренькова создают такие же, как у немцев или американцев, средства на порядок дешевле.

Для предприятия, естественно, существует извечная проблема оборонки -- борьба "щита и меча". Но пока, утверждает Владимир Кореньков, средства нападения опережают защиту автобронетанковой техники, в том числе и активную защиту. Снаряды «Базальта» пробивают броню 100 мм, а самая толстая броня танка -- 70 мм. Более того, как это ни парадоксально звучит, активная защита в некоторых случаях усиливает действие снаряда. Еще одно средство для войны новой идеологии -- создание ударно-разведывательных мини-комплексов, которые позволяют идентифицировать и поражать цель, не видя ее.

Из «гражданской» продукции «Базальта» наибольшим спросом пользуются противопожарные бомбы. Есть предложения от европейских стран, даже от госдепа США и нескольких штатов о создании на их территории совместных предприятий по производству таких бомб. Если государство позволит сделать этот товар рыночным, дело пойдет. Применение этой чудо-бомбы снижает потребность в традиционных средствах пожаротушения в десятки раз.

«Базальт», как и еще ряд российских оборонных предприятий, не избежал пиратского копирования, клонирования своей продукции. Однако генеральный директор смотрит на это явление не как другие «обокраденные» директора. Владимир Кореньков благодарен непорядочным конкурентам: «Они сохранили нам рынки сбыта, куда мы приходим с новыми разработками». А они, и это понятно, предпочтительнее для покупателей.

Особенность «Базальта» в том, что он не только разработчик, но и производитель оружия, имеющий четыре предприятия, охватывающие полный цикл жизни боеприпасов от идеи создания до утилизации. Вся эта кооперация в ближайшие девять месяцев акционируется и войдет в состав только что созданной госкорпорации «Ростехнологии». Владимир Кореньков надеется, что качество продукции от этого только возрастет.

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Военная доктрина