Федеральная антимонопольная служба вчера возбудила дело в отношении «Евраз Холдинга» и компании «Распадский уголь» (40% принадлежит Evraz Group) по факту злоупотребления доминирующим положением на рынке коксующегося угля. ФАС проявила оперативность, ведь еще
накануне глава ведомства Игорь Артемьев заявил, что помимо «Мечела», который нарушил закон «О защите конкуренции», служба намерена разобраться и с Evraz Group. Впрочем, последние новости инвесторов не напугали. Глобальные депозитарные расписки на акции Evraz на Лондонской фондовой бирже вчера держались в положительном или нейтральном поле, но после полудня по местному времени снизились в цене на 0,98%. Акции же «Распадской» на РТС упали на 2,86%. Бумаги «Мечела» в РТС выросли на 4,28%, ADR на NYSE -- на 10,4%. Судя по всему, инвесторы считают группу Evraz намного более политически защищенной.
Как говорится в сообщении ФАС, «Распадский уголь» и «Евраз Холдинг» устанавливали и поддерживали на внутреннем рынке монопольно высокую цену на коксующийся уголь, навязывали российским контрагентам невыгодные для них условия, экономически необоснованно определили различные цены для потребителей на внутреннем и внешнем рынках, а также создавали дискриминационные условия для потребителей внутри страны. ФАС уточняет, что «дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждены в отношении всех компаний, занимающихся производством и реализацией угля в каждой группе лиц («Распадский уголь», «Евраз Холдинг»), начиная от производителя угля и заканчивая торговыми домами, а также в отношении материнской (управляющей) компании». По данным антимонопольной службы, цены на коксующийся уголь, реализуемый на внутреннем рынке «Распадским углем» и «Евраз Холдингом», выросли с сентября 2007 года по март--апрель 2008-го примерно в два раза. «Мечел» же обвинили в поставках угля на внутренний рынок по ценам, которые в четыре раза превышали экспортные.
Чиновники и эксперты с прошлого четверга пытаются успокоить разволновавшийся фондовый рынок, отмечая, что в ситуации вокруг «Мечела» нет политической составляющей, но никто из них до сих пор открыто не критиковал достаточно жесткое заявление г-на Путина. Вчера вице-президент РСПП Игорь Юргенс первым заявил, что критика премьера в адрес горно-металлургической компании была неправильной. Выступая на пресс-брифинге, он также сказал, что не видит сходства в ситуации вокруг «Мечела» с делом ЮКОСа: «Мечел» и ЮКОС несравнимы, потому что в первом случае нет политической составляющей. Но то, как «Мечел» покритиковали, неправильно с точки зрения руководства страны, потому что обрушивать собственный фондовый рынок на 6--10%, а акции компании -- на 20% -- это неправильно».
Эксперты пока не берутся прогнозировать, дополнит ли г-н Артемьев список провинившихся новыми именами. Скорее всего, «большим металлургам» уже вряд ли что-то угрожает. «Северсталь» не является крупным экспортером угля, а НЛМК и ММК вообще не имеют собственных активов в этой сфере», -- отметил Евгений Рябков из ИГ «Антанта Пиоглобал». Не склонны аналитики драматизировать и ситуацию вокруг «Мечела» и Evraz. По мнению эксперта Lehman Brothers Владимира Жукова, ничего страшного пока не случилось: «Акции «Мечела» упали лишь после заявлений Владимира Путина, хотя дело в отношении этой компании ФАС возбудила за несколько дней до этого выступления. Положение Evraz тоже некритично». Как ранее сообщал «Времени новостей» вице-президент по корпоративным отношениям и связям с инвесторами Evraz Алексей Иванов, «в первом полугодии за пределы России было поставлено менее 1% (около 17 тыс. тонн) добытого коксующегося угля, который был направлен на украинские коксохимические предприятия, входящие в состав Evraz Group». По мнению г-на Рябкова, самое страшное, что может грозить компаниям в этой ситуации, -- это штраф, который, впрочем, не сильно повлияет на их финансовое состояние.
Группа «Мечел», «Распадский уголь» и «Евраз Холдинг» вместе занимают на российском рынке угля долю более 50%. «Евраз Холдинг» входит в Evraz Group, которая также контролирует 40% акций ОАО «Распадская», за реализацию сбытовой политики которой отвечает ООО «Распадский уголь». Еще 40% «Распадской» принадлежит ее менеджменту во главе с гендиректором Геннадием Козовым и председателем совета директоров Александром Вагиным, 20% находится в свободном обращении. «Распадская» объединяет группу из 12 предприятий единого территориально-производственного комплекса в Кемеровской области: три добывающих, одна строящаяся шахта, обогатительная фабрика, а также предприятия транспортной и производственной инфраструктуры. Основными бенефициарами Evraz через кипрскую компанию Lanebrook являются Millhouse Capital Романа Абрамовича и партнеров (36,44%), основатели компании Александр Абрамов (24,29%) и Александр Фролов (12,15%), а также акционеры украинской группы «Приват» (9,72%).