Вчера Абхазия в торжественной обстановке приняла от российских воинов-железнодорожников
54 км восстановленного полотна между Сухуми и Очамчирой. Для непризнанной республики этот отрезок дороги по направлению к грузинской границе имеет скорее политическое, чем экономическое значение -- как и для Москвы и Тбилиси.
Железная дорога через Абхазию протянулась примерно на 190 км пути. До войны 1992--1993 годов она активно использовалась как для грузовых, так и для пассажирских перевозок. Многие еще помнят картинки из счастливого довоенного времени -- близ сухумского пляжа по невысокой насыпи проносится поезд, а загорающие весело машут прибывающим во всесоюзную здравницу.
После завершения вооруженного конфликта железная дорога пришла в запустение, подвижной состав был разгромлен и разграблен. В марте 2003 года тогдашние президенты России и Грузии -- Владимир Путин и Эдуард Шеварднадзе -- на переговорах в Сочи решили восстановить движение по железной дороге, параллельно занявшись вопросом возвращения беженцев. Это очень обрадовало соседнюю Армению, кровно заинтересованную в возобновлении сквозного сообщения через непризнанную республику для развития собственной экономики.
Однако в сентябре 2004 года Абхазия, так и не дождавшись реализации соглашений двух президентов, перевела вопрос на «коммерческий уровень», договорившись с частными организациями на юге России. Кое-как приведя в порядок стокилометровый отрезок от Сухуми до границы с Россией по реке Псоу, Абхазия получила транспортный выход к Адлеру. Этот участок работает и ныне. Заместитель начальника Абхазской железной дороги Даур Авидзба рассказал «Времени новостей», что к поезду Адлер--Москва прицепляют два вагона. Летом -- ежедневно, а после завершения туристического пика -- через день или еще реже. Из Сухуми до Адлера на поезде можно добраться за три с лишним часа. Скорость невелика, так как полотно в плохом состоянии.
Сейчас абхазы рассчитывают уговорить Россию отремонтировать еще и этот участок, напоминая, что на объекты сочинской Олимпиады 2014 года потребуется возить строительные материалы из непризнанной республики. «Надеюсь, соответствующее политическое решение будет принято», -- сказал «ВН» абхазский вице-премьер Александр Страничкин. Иван Бобошин, помощник командира войсковой части 536, выполнившей работы по восстановлению железной дороги в Абхазии от Сухуми до Очамчиры, подтвердил, что «абхазская сторона вновь может обратиться к российским железнодорожным войскам с просьбой продолжить восстановление железнодорожного полотна и на других участках».
Вчера вице-премьер Александр Страничкин представлял Абхазию на торжественных проводах четырехсот российских военных-железнодорожников в поселке Дранда, примерно в 15 км от Сухуми. Он оценил миссию российских военных как «еще один вклад в миротворческую миссию России». По его словам, «проведенные работы отвечают чаяниям народа Абхазии». Командующий Железнодорожными войсками России генерал-лейтенант Сергей Климец поздравил личный состав с успешным выполнением задач. Потом были проводы. 150 железнодорожников -- мостовая рота и саперы отбыли на место постоянной дислокации в город Курганинск. Остальные специалисты отправились в Адлерский район Сочи.
Что теперь будет с восстановленным участком полотна? Сообщение в грузинском направлении для Абхазии менее актуально, чем в российском. Если двигаться в сторону Грузии, после Очамчирского района начинается Гальский, преимущественно населенный грузинами, а там железнодорожное полотно не используется. Замначальника Абхазской железной дороги Даур Авидзба подтвердил «ВН»: «Нас больше интересует направление на Псоу. С грузинской стороной у нас нет экономических взаимоотношений -- но это уже политика». По его словам, пока нет полной ясности, каким будет движение на участке, восстановленном российскими военными. То есть желание открыть пассажирское и грузовое движение есть, но возможностей пока нет -- для налаживания полноценной работы железной дороги Абхазии недостает примерно 600--700 вагонов. «Надо организовывать движение на восстановленном участке, и мы снова ждем поддержки в этом вопросе», -- сказал наш собеседник.
Грузия с самого начала гневно реагировала на появление в Абхазии российских железнодорожных войск, утверждая, что по восстановленному участку в грузинском направлении появится возможность возить бронетехнику и живую силу. Однако первый заместитель председателя парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Николоз Руруа вчера признал, что «с военной точки зрения для Грузии смертельной опасности в восстановленном отрезке нет».