Время новостей
     N°48, 20 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.03.2002
Лоббисты не сдаются
Правительство может запретить ввоз подержанных иномарок старше пяти лет
Российские чиновники, не выдержав напора автомобильного лобби, оставили на усмотрение правительства решение вопроса о том, иномарки какого «возраста» подлежат обложению запретительными пошлинами на ввоз в Россию. На завтрашнем заседании кабинет министров обсудит концепцию развития отечественного автопрома до 2010 года. По итогам обсуждения и станет ясно, удастся ли лоббистам протащить идею о запретительных пошлинах на ввоз иномарок старше пяти лет.

Как рассказал вчера журналистам начальник департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Сергей Баёв, концепция развития отечественного автопрома, представляемая на суд правительства, не содержит четкой рекомендации о возрасте импортных автомобилей, на ввоз которых в Россию предполагается установить запретительную пошлину. По его словам, при том, что вся концепция уже согласована непосредственно с производителями и с профильными министерствами (Минпром, Минтранс и Минфин), этот пункт пока не нашел своего однозначного трактования. Как сообщил вчера г-н Баёв, помимо ранее объявленного намерения ввести запретительные пошлины на автомобили старше семи лет, существует и позиция крупнейших российских автомобильных предприятий, настаивающих на поднятии этой планки до пяти лет. Причем это предложение, говорит г-н Баёв, поддержали также крупные зарубежные производители -- Ford и Renault. Правда, действовать запретительная ставка (ее предлагается установить на уровне 70% от стоимости автомобиля) будет лишь в течение нескольких ближайших лет и к 2010 году постепенно снизится до 35%. По такой ставке предполагается «растаможивать» новые автомобили.

Газете «Время новостей» вчера не удалось выяснить реакцию российских автопроизводителей на возможность запрета импорта пятилетних иномарок. А представители компаний Ford и Renault отказались комментировать концепцию до ее официального принятия правительством. Ян Доризон, курирующий в российском представительстве Renault связи с общественностью, заявил лишь газете «Время новостей», что его компания желала бы установления «ясных правил игры» на рынке и «стабильной политики» правительства. Правда, аналитик ИГ «Атон» Александр Агибалов полагает, что в итоге неожиданностей не произойдет. Под запретительные пошлины подпадут иномарки старше семи лет.

В остальном концепция, похоже, удовлетворяет пожеланиям Renault. Как говорит г-н Баёв, МЭРТ удалось «снять заинтересованность российского автопрома в масштабной господдержке». По его словам, никаких налоговых льгот или преференций по погашению долгов перед бюджетом концепция не предусматривает. Мало того, следуя политике равных правил для всех, документ предполагает достаточно жесткую шкалу требований к отечественному автопрому. С 2004 года все выпускаемые в России автомобили должны соответствовать стандарту Евро-3, с 2008-го - Евро-4. Предприятиям, не уложившимся в эти сроки, говорит г-н Баёв, будет запрещено продавать свою продукцию.

Взамен автопром, по словам Сергея Баёва, получит возможность «растаможки» по льготной ставке (не выше 5%) комплектующих, производство которых не налажено в России. Правда, срок действия льготы ограничится тремя годами, после чего пошлина поднимется до 20%. Такой шаг, говорит г-н Агибалов, должен стимулировать приход в Россию крупных международных производителей автокомплектующих.

В целом же, полагает г-н Баёв, реализация концепции должна привести не просто к увеличению объемов производства российского автопрома практически в два раза, но и к достижению им через восемь лет уровня зарубежных производителей. Правда, никаких гарантий выполнения последнего условия российский автопром правительству не предоставил.

Дмитрий СИМАКОВ