На одной из угольных шахт Кемеровской области вчера утром произошла крупная авария. В результате вспышки метана в одном из штреков шахты имени Ленина в городе Междуреченске начался пожар. К счастью, обошлось без жертв. Все находившиеся под землей горняки были подняты на поверхность, но 17 из них попали в больницы с ожогами и травмами.
Для Кузбасса это далеко не самое масштабное ЧП. Чуть больше года назад, весной 2007-го, там произошли сразу две крупные аварии на шахтах, погибли в общей сложности почти 150 человек. Однако этот инцидент может вызвать куда более масштабные последствия уже в политических и бизнес-кругах.
Шахта имени Ленина, на которой произошла последняя авария, принадлежит компании «Мечел». Ее руководство на прошлой неделе подверглось жесткой публичной критике со стороны премьера Владимира Путина, что вызвало буквально обвал курса акций компании на фондовом рынке. Таким образом, этот инцидент для руководства «Мечела» стал не просто подтверждением жизненной мудрости «беда не приходит одна» -- очевидно, что власти, уже выказавшие крайнее неудовольствие финансовой политикой компании, теперь могут использовать аварию на шахте как повод для ее дальнейшего «разоблачения» уже в плане соблюдения техники безопасности и соблюдения прав простых сотрудников. Тем более что за последнее время это уже не первое ЧП на шахте имени Ленина -- 30 мая там погибли пять горняков.
Кроме того, эта авария вполне может стать поводом для нового обострения отношений между областными и федеральными властями, как это было год назад. Тогда в ходе расследования причин двух страшных аварий на шахтах, происшедших одна за другой, чиновники разных уровней пришли к совершенно противоположным выводам. Закончилось все тем, что
глава «Ростехнадзора» Константин Пуликовский и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев публично выступили с серией взаимных обвинений в коррупции и укрывательстве вопиющих нарушений техники безопасности и пообещали подать друг на друга в суд. Теперь, как и год назад, выяснилось, что авария произошла почти сразу после того, как на угольных предприятиях Кузбасса прошли повальные проверки, и масса нарушений при этом была выявлена и на шахте имени Ленина.
По данным регионального управления МЧС, вспышка метана на шахте имени Ленина произошла около 11 часов утра в одной из выработок на глубине 310 м. В этот момент в шахте работало 347 человек, из них 41 находился в районе аварийного участка. Все они были сразу же подняты на поверхность, 17 шахтеров были отправлены в больницы. По словам медиков, четверо из пострадавших находятся в тяжелом состоянии, но угрозы их жизни нет.
После вспышки в лаве начался пожар, который вчера до вечера потушить так и не удалось. В шахте проводилась только разведка, и даже точная площадь возгорания была неизвестна. В ликвидации ЧП были задействованы шесть отрядов Новокузнецкой отдельной военизированной горноспасательной части. Справиться с огнем специалисты рассчитывали с помощью закачки вакуумно-насосной станцией в аварийный участок азота в виде инертной пены, которая должна снизить концентрацию кислорода, способствующего горению.
Насчет возможных причин вчера специалисты говорить не решались. Представители самой компании «Мечел» сообщили лишь, что на шахте «в момент вспышки осуществлялась пластовая дегазация, в выработанное пространство лавы подавался азот». Представители «Ростехнадзора» в свою очередь отметили, что в ходе недавних проверок на шахте имени Ленина было выявлено 43 различных нарушения, в том числе и по соблюдению режима работы системы вентиляции, которая как раз должна удалять метан из подземных выработок. Кроме того, в суде Междуреченска сейчас находится несколько представлений ведомства о приостановке работ на некоторых участках шахты в связи с выявленными нарушениями норм взрывобезопасности.
Вместе с тем представители «Ростехнадзора» дипломатично отметили, что все обошлось без жертв и произошел не взрыв, а лишь вспышка метана, возможно, именно благодаря тому, что руководство шахты выполнило предписания специалистов и устранило выявленные нарушения. Губернатор Тулеев со своей стороны все же кинул камень в огород ведомства г-на Пуликовского, высказав недовольство качеством недавних проверок на шахтах. «По всей видимости, проверка «Ростехнадзора» проводилась поверхностно, для галочки», -- привел слова губернатора его пресс-секретарь.
Между тем региональное управление следственного комитета при прокуратуре пока возбуждать по факту аварии уголовное дело не стало, назначив только проверку. Чем она закончится и отразится ли как-нибудь на самом «Мечеле», пока не понятно.
Примечательно, что авария на шахте имени Ленина совпала с оглашением руководством «Ростехнадзора» итогов внеплановой проверки соблюдения норм промышленной безопасности на шахтах Кемеровской области. Кузбасс считается одним из самых опасных шахтерских регионов -- только в 2007 году в авариях на кузбасских угольных шахтах погибло 215 человек. «К сожалению, сегодня Кемеровская область является самым слабым звеном в России по обеспечению промышленной безопасности. Проблемы промышленной безопасности, вопросы охраны труда решаются на Кузбассе хуже, чем где-либо», -- заявил глава «Ростехнадзора» Константин Пуликовский.
Особое положение по безопасному ведению горных работ действовало в регионе с 12 июня. Такой тотальной проверки на Кузбассе еще не проводилось. Инспекторы «Ростехнадзора» изучали, как руководство шахт обеспечивает безопасность при ведении горных работ, как работает внутришахтный транспорт, проверяли соблюдение технологий возведения крепей, разработку и выполнение паспортов крепления горных выработок. Уже на второй день проверки инспекторы приостановили работы на одном из участков кузбасской шахты «Распадская» на 15 дней, и через три дня суд утвердил это решение.
За пять недель инспекторы приостанавливали работу на 40 из 72 проверенных шахт. На устранение всевозможных нарушений собственникам давалось от семи до десяти дней, и только двум шахтам из-за грубых нарушений норм безопасности вынесли предписание о приостановке работы на 90 дней (ООО «Шахта «Байкаимская», ООО «Шахта «Красногорская»). А всего на Кузбассе около 100 горнодобывающих предприятий.
Во всех случаях блокировалась работа только на отдельных участках (уровнях) шахт, на оставшихся продолжалась добыча угля. «Мы действовали волнообразно, сегодня на одной шахте, завтра на другой, и остановка объектов также шла волнообразно. Чтобы не вызвать обвала рынка угля, добыча если и снижалась, то минимально», -- подчеркнул г-н Пуликовский.
Как отметили в «Ростехнадзоре», практически во всех случаях решения судов исполняли сами шахты, проверяющие только направляли им свои рекомендации. «В этот раз ситуация кардинально изменилась. Мы несколько лет боролись с местными судами, еще год назад они упорно отказывались приостанавливать работы на шахтах, потом были взрывы и гибель сотен шахтеров, и только недавно были дисквалифицированы двое судей -- как раз за такое упорство. Их смена пошла нам навстречу, поняли, что безопасность превыше остального», -- заявил «Времени новостей» источник в «Ростехнадзоре».
Первоначально с инициативой масштабной проверки Кемеровской области выступил губернатор Аман Тулеев. Кинуться на амбразуру его заставила новая серия аварий, происшедших на шахтах в мае-июне. Так, на той же шахте имени Ленина в Междуреченске 30 мая в результате обрушения кровли выработки погибли пять горняков. А на шахте имени Ворошилова в Прокопьевске 8 июня из-за вспышки метана получили ожоги семь человек.
Но когда появились первые результаты проверки, г-н Тулеев обвинил инспекторов в кампанейщине и неадекватном подходе при проверках. Только на этот раз давний «заклятый друг» кемеровского губернатора Константин Пуликовский подстраховался. «В комиссию были включены горнотехнические инспекторы со всех регионов России, где есть подземная угледобыча, -- рассказал г-н Пуликовский. -- Для того чтобы проверка носила объективный характер, к участию в ней привлекались и специалисты ФГУП «Военизированная горноспасательная часть», представители научного сообщества, экспертных организаций».
Такая предусмотрительность г-на Пуликовского вполне объяснима. В 2007 году именно «Ростехнадзор» выявил серьезные нарушения на шахте «Юбилейная», принадлежавшей «Южкузбассуглю». Как выяснилось, их никто не устранил, а после шахта взорвалась и погибло более 30 человек. Губернатор Тулеев на импровизированной пресс-конференции у здания шахтоуправления обвинил г-на Пуликовского в предвзятом отношении и посоветовал общаться «с простыми людьми». Как из-под земли тогда появились экипированные шахтеры в саже (шахта на тот момент не работала), вопрошавшие: «Доколе нам будут мешать работать?» Глава «Ростехнадзора» посоветовал не устраивать цирк. На том и разошлись. На следующий день был уволен глава областного управления «Ростехнадзора» г-н Малахов. Чиновник сразу же был взят на должность вице-губернатора области.
«Нам важно было как раз уйти от кампанейщины, независимые эксперты, которые не заинтересованы в потакании властям и работали, на них никто не мог найти управы, вот и результат», -- констатировал источник в ведомстве. Кстати, на каждой шахте, как показала проверка, до сих пор сохранился рудимент советской эпохи -- так называемая «касса». По документам до 60 тыс. руб. ежемесячно выделяется на карандаши, стулья, резинки и тетрадки, изредка на премию новым стахановцам. На деле деньги шли на подкуп инспекторов «Ростехнадзора» и других проверяющих органов. Так, несколько инспекторов, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «Времени новостей», рассказали, что при начале одной из проверок из шахтоуправления вышел директор и оглядевшись, возмущенно заявил: «А где мой инспектор «Ростехнадзора»?» На что ему объяснили, что проверять будут «не свои».
Самые распространенные нарушения, которые фиксируют специалисты, обычны: несоблюдение требований взрывозащиты, плохая дегазация, проблемы с электрооборудованием. В некоторых случаях виновниками ЧП становились сами шахтеры.
В том же Новокузнецке каждая шахта окружена пунктами приема цветмета. Здесь принимают все: от электрокабеля, соединяющего проходческий комбайн с источником энергии, до датчиков определения метана и даже многотонных станков. Доходило до курьезов, пока в забое во время 15-минутного перерыва кто-то умудрялся отрезать пару метров кабеля. Рабочим приходится коммутировать оставшиеся отрезки, чтобы проходческий комбайн мог работать. Если бы правила выполнялись, работа должна была быть приостановлена. Но тогда меньше угля выдадут на-гора, меньше будет и зарплата. Только потом все забывают, что кабель стал короче, а если комбайн пройдет дальше новой длины -- разрыв, искра и новая трагедия. Кроме того, шахтеры научились обманывать почти все датчики под землей, подвергая себя опасности. «Только русские умудряются обвязывать мокрой тряпкой датчики улавливания метана, чтобы не останавливать работу. Деньги деньгами, но ведь газ сам взрывается, и никого это почему-то не волнует», -- подчеркнул г-н Пуликовский.
Как отметили в «Ростехнадзоре», сейчас перед руководством и собственниками шахт поставлены жесткие сроки для устранения нарушений. За их несоблюдение будут приняты меры, предусмотренные законодательством, в том числе дисквалификация руководителей и отстранение их от работы. Технический директор шахтоуправления «Карагайлинское» уже лишен должности.
«Проводя инспекторскую работу на угольных предприятиях Кемеровской области, мы еще раз убедились в том, что только своими усилиями мы не сможем добиться порядка на предприятиях. Сами собственники должны создать на своих предприятиях собственную структуру обеспечения промышленной безопасности, как ее создали такие крупные компании, как «Газпром» или «Роснефть». Но угольщики создавать не спешат», -- резюмировал Константин Пуликовский.
В то же время в «Ростехнадзоре» решили внедрять и новую схему работы -- проверять крупные холдинги, бизнес которых разбросан по всей стране. Десанты инспекторов одновременно будут высаживаться на всех предприятиях компаний.