|
|
N°137, 31 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Здесь свободно?
Молодые москвичи о свободе в стране и в своей жизни
Есть ли свобода в сегодняшней России? А если да, то насколько она значима, как меняется и от чего зависит? Где и как можно найти свободу для себя? Эти вопросы молодые журналисты Ксения МАКАРОВА и Мария ДАРМАНСКАЯ задали своим сверстникам, жителям Москвы -- студенткам факультета журналистики и управления, участнице экспериментальной поп-группы и актеру независимого театра.
Ксения Кокарева, 19 лет, студентка факультета журналистики РГГУ: -- В нашем сегодняшнем российском обществе свободы как таковой нет. То есть можно рассуждать о ней как о понятии -- фактически, но на деле-то ее нет. Нам всегда и везде говорят, что можно, а что нельзя. Причем в повседневной жизни это, может, не так ощутимо, но если специально говорить или писать на эту тему, можно одно за другим перечислять все проявления несвободы -- как бытовые, так и те, что, например, у нас и без выборов понятно, кто будет президентом. Это настолько прижилось в нашем обществе, что превратилось в осознанную необходимость, на которой государство и держится. При том, что официально у нас демократия.
-- Так можно ли говорить, что свобода изначально предполагает какие-то ограничения и само понятие свободы уже их учитывает? Например, в статье из словаря Ожегова «свобода» -- это «возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества». Другое дело, когда заканчиваются эти «разрешенные ограничения» и начинается подавление свободы...
Тамара Ходова, 19 лет, студентка факультета управления МГУ: -- У нас зато есть хотя бы неприкосновенность личности. В отличие от Советского Союза.
Ксения Кокарева: -- Подавление свободы, как бы ярко оно ни было выражено и от кого бы ни зависело -- от самого человека или от государства, глушит стремление к свободе. Тогда человек пытается заменить ее чем-то, что по ощущениям напомнило бы ему свободу. Ищет и находит алкоголь, секс, наркотики.
-- Может быть, он пытается уйти от своей бытовой несвободы. Режиссер Алан Паркер, отвечая журналистам, сказал: «Стоит людям столкнуться в жизни с какими-то трудностями -- они тут же удирают в кинотеатр». И тогда это становится побегом от реальности, попыткой (или стремлением) увернуться, переждать?
Тамара Ходова: -- Свобода -- она внутри. Мы постоянно (может, и неосознанно) воспринимаем себя как собственных узурпаторов: наше тело -- клетка, наш разум органичен, наши чувства запретны, наши мысли все время следят за нашими действиями. Все это следствие неуверенности и страха сделать не так, как надо. Как только мы поймем, что страх наше собственное творение и барьеров объективно не существует, мы увидим, что дорога к свободе открыта.
-- Абсолютной свободы нет и не было никогда. Более того, в нормальном обществе ее и не должно быть, именно ее отсутствие и ограничения регулируют жизнь общества. Если же человек идет против общепринятых норм, отрицая или опровергая их, он будет отвергнут обществом.
Политические режимы классифицируются именно по степени свободы. Но попробую предположить, что в современном государстве при определении человеком уровня своей свободы, тот или иной политический режим занимает одно из последних мест. Вообще если говорить о подавлении человека государством, на ум сразу же приходит горький опыт СССР. Сегодня иначе. Просто потому, что не все упирается в Коммунистическую партию, пусть власти, может быть, и хотели бы этого. Появляется масса других, "внеполитических" способов обрести свободу.
Ксения Кокарева: -- Свободу важно разделять на внутреннюю и внешнюю. В первом случае это те рамки, которые человек -- под влиянием воспитания или социальной среды -- устанавливает для себя сам. Плюс твой собственный и независимый образ мыслей. Во втором же свобода часто сводится к каким-то внешним (я бы сказала, материальным) ее проявлениям, как то: образование, карьера, семья - все то, чего человеку хочется, к чему он стремится в жизни. Внутренняя свобода гораздо более индивидуальна, и для некоторых она превыше всего. Поэтому нередко, реализуя такую свободу, человек переходит к хамству или снобизму, мешая жить другим. Ведь своя свобода заканчивается там, где начинается чужая. Вопрос только в том, как определить эти «там» и «где». Можно сказать, что суб- или контркультуры появляются, если эта внутренняя свобода доводится до крайности. Причем иногда получается довольно наигранно, многие надумывают себе свою свободу, пытаются выразить поведением, поступками. Но есть ведь долг одного человека перед другими, есть этика и ответственность.
-- Считается, что свобода -- это наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Но у человека всегда есть свобода выбора или воли. То есть возможность выбора и свобода выбора -- разные вещи. Свобода означает, что всегда можно выбрать ту или иную сторону, и дело здесь не столько в пользе для себя, сколько именно в этой возможности выбрать. Возможности бросить все в последний момент. На свободу выбора постоянно накладываются ограничения -- мораль, гуманизм, этикет. Свобода выбора проявляется и в том, чтобы игнорировать их. Только это не так-то хорошо, как может показаться вначале. Смысл в том, что изначально данная человеку свобода воли налагает на него ответственность за все, что бы он ни совершил впоследствии, воспользовавшись ею.
И чем больше свободы, тем больше ответственности. Или нет? Насколько сильно свобода привязана к этике, нравственности и от чего зависит понимание этого человеком?
Максим Мальцев, 24 года, актер театральной площадки Justo: -- Сегодня в плане творчества свободным стать несложно. Кем бы ты ни был и что бы ты ни делал, нужно только искренне к этому подойти, найти единомышленников и грамотно все представить. Скажем, театр, где ставят спектакли, которые никогда не попадут на большую сцену в силу своей эксцентричности или профессионального уровня. Но аудитория найдется всегда. Более того, такая свобода -- она ведь с претензией. С претензией на независимость самовыражения, и поэтому подчас ценится аудиторией втридорога. Туда и приходят-то иногда именно за свободой. Так же, как смотрят «другое», независимое кино и выбирают неглянцевые журналы.
Помимо прочего, на все рассуждения о свободе творчества личности напрашивается как один из вариантов еще один ответ -- Интернет.
Анжела Магдесьян, 19 лет, участница поп-группы Hot as hell, существующей в социальной сети MySpase.com: -- Свобода иногда упирается в пространство. Пространство, которого большому городу очень часто не хватает и которое поэтому ищут в Сети. В Сети ведь вообще можно почувствовать себя кем угодно. И свободным человеком в первую очередь.
-- В интервью журналу Esquire замечательный актер Леонид Броневой сказал: «Художнику не нужна свобода. Художественное произведение рождается, когда есть сопротивление, когда надо что-то жать, жать. Если есть свобода -- нет материала. Нельзя же жать воздух». Выходит, отсутствие свободы -- это посыл, провокация? И не только к созданию «художественного произведения», но и к каким-то более активным действиям, вплоть до революции, условно говоря. В этом ли проявляется свобода воли -- как вести себя и что делать дальше, после того, как ты уже столкнулся с несвободой? И главный вопрос: не становится ли отсутствие свободы -- в самых разных его проявлениях -- буквальным условием жизни, существования, развития и стремления к чему-то? Получается, чтобы почувствовать себя свободным, человеку нужно что-то преодолеть, с чем-то справиться, отличиться, побороть. Проще говоря, свободу можно приравнять к достижению.
Кстати, в том же интервью Броневой говорит: «Ничто -- ни радость литераторов, ни искусство артистов -- не сравнится по силе с ощущением власти». Так означает ли свобода власть? А власть -- свободу? И можно ли свободу купить?
Ксения Кокарева: -- Свобода упирается в деньги. Иначе тебе нелегко почувствовать себя свободным; именно деньги всегда оставались определяющим фактором уровня свободы человека в обществе. Можно, конечно, возразить, что все зависит от конкретного представления о свободе тем или иным человеком. Но дело в том, что на сегодняшний день общество существует так, что практически все сводится к деньгам, и это воспринимается естественно.
-- Свобода -- это не столько неограниченная возможность проявления индивидуумом своей воли, сколько суть проявления индивидуумом своей воли. Такое определение среди прочих можно найти, если набрать слово «свобода» в Google. И в данном случае свобода граничит с индивидуальностью, с самовыражением. А если у человека нет индивидуальности, значит ли это, что он несвободен? Индивидуальность, свой собственный стиль сегодня приравнивается к независимости. Но одновременно с этим можно утверждать, что становление и развитие личности напрямую зависят именно от свободы. Поэтому есть смысл спросить: можно ли считать проявление человеком свободы -- в поведении, одежде, выборе музыке или кино и т.д. -- необходимым атрибутом, показателем личности? Выходит, что да. Сегодня в друзьях ценится характер, а характер -- это в конечном итоге всегда проявление свободы, свободного образа мыслей и действий.
Максим Мальцев: -- Люди стремятся оставаться свободными прежде всего друг от друга и в то же время намертво друг к другу привязаны. Популярность в обществе потребления играет огромную роль, почему и получается, что ты не свободен от моды, журналов и тех вечеринок, например, куда идут все.
Ксения Кокарева: -- Когда тебе девятнадцать, ты свободен относительно: только в своих собственных планах, мечтах, устремлениях. Хотя и одно это дорогого стоит, одновременно ты все же знаешь, что многое наверняка реализовать не удастся.
-- Свободы как «отсутствия преград» не существует. Вся наша жизнь в этом случае сплошная несвобода. Скорее всего свобода -- это гармония мира внутри человека с тем, что его окружает. Именно поэтому главной из свобод представляется свобода выбора. Если человек может выбрать религию, стиль жизни, профессию и реализовать себя -- это и есть максимально возможная в человеческой жизни свобода.
Убрать -- Ксения МАКАРОВА, Мария ДАРМАНСКАЯ