Вчера МИД России сообщил о назначении 57-летнего Сергея Кисляка (
на снимке) чрезвычайным и полномочным послом России в США, а по совместительству и ее постоянным наблюдателем при Организации американских государств в Вашингтоне. Соответствующий указ президент Дмитрий Медведев подписал 26 июля.
Этого очень осторожного и закрытого дипломата, не слишком жалующего прессу, эксперты еще в мае называли наиболее вероятным преемником бывшего посла в США Юрия Ушакова, занимавшего этот пост девять лет. 2 июня пресс-служба Кремля сообщила, что президент России освободил г-на Ушакова от обязанностей посла в США. Позднее дипломат был назначен заместителем руководителя аппарата российского правительства Сергея Собянина -- фактически Юрий Ушаков стал внешнеполитическим советником премьера Владимира Путина.
Сообщение о назначении г-на Кисляка совпало с прозвучавшим вчера со Смоленской площади заявлением о возможности резкого поворота в российско-американских отношениях. Дипломатический источник сообщил, что Москва готова «к любому развитию событий» в двусторонних отношениях», обусловленных итогами президентских выборов в США. Вплоть до того, что Россия может себе позволить «не иметь вообще никаких отношений с теми или иными партнерами, если им так хочется».
Эксперты полагают, что эти слова были не столько напутствием новому послу в США, сколько ответом на антироссийские выпады кандидата в президенты США Джона Маккейна. В воскресенье тот заявил, что считает «очень вредным» путь, по которому ведет Россию экс-президент и нынешний премьер Владимир Путин. Маккейн утверждает, что в области внешней политики Россия ведет себя как автократическое государство -- сокращает поставки нефти в Чехию в отместку за соглашение с США по противоракетной обороне (ПРО), выдавливает из страны британскую компанию ВР, давит на Грузию и Украину. В ответ на вопрос об обещании исключить Россию из «большой восьмерки» Маккейн сказал, что постарается заставить Москву «улучшить поведение» -- дескать, «мы хотим, чтобы Россия лучше себя вела на международной арене, и у нас есть полное право рассчитывать на это».
Сергей Кисляк занял должность посла в Вашингтоне в момент заметного охлаждения отношений между США и Россией. Впрочем, собеседники «Времени новостей», пожелавшие сохранить анонимность, убеждены, что г-н Кисляк справится с работой в этих условиях, ведь он известен как сторонник жесткой линии. И его назначение, «возможно, также является сигналом готовности России проводить новый курс с новой американской администрацией» -- особенно в том случае, если в ноябре граждане США выберут хозяином Белого Дома непримиримого Маккейна.
Нового посла в Америке знают хорошо. Вплоть до нового назначения, будучи заместителем главы МИД России, г-н Кисляк курировал отношения с США, вопросы стратегической стабильности, отношения с «восьмеркой» и контакты с США по вопросам иранского ядерного досье. На дипломатической работе он с 1977 года, в 1995--1998-м возглавлял департамент по вопросам безопасности и разоружения. В 1998--2003 годы г-н Кисляк был послом России в Бельгии и по совместительству постпредом России при НАТО. Источники «ВН» отмечают, что, будучи по основному образованию не дипломатом, а «технарем» -- выпускником МИФИ, г-н Кисляк не слишком стремился «сглаживать углы» на переговорах, хотя и был осторожным переговорщиком.
Сейчас экспертное сообщество гадает, кто сменит Кисляка в МИДе. Среди кандидатур называют двух выпускников МГИМО 1978 года, а ныне глав департаментов. Один из них -- выпускник факультета международных отношений Игорь Неверов, возглавляющий мидовский департамент Северной Америки, ранее он был советником-посланником в российском посольстве в США. Другой возможный кандидат -- выпускник факультета международных экономических отношений того же вуза, директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИДа Анатолий Антонов. Г-на Антонова считают фигурой еще более закрытой, чем Кисляк, и его выдвиженцем. Его дипломатическую гибкость собеседники «ВН» ставят под сомнение и с ностальгией вспоминают предшественника Кисляка на месте замглавы МИДа Георгия Мамедова, при котором дипломаты курируемых им департаментов были более открытыми. Но все же эксперты склоняются к тому, что «согласно келейной практике» на место Кисляка придет неизвестная фигура. Вместе с тем освобождаемое Кисляком место является «ключевым», так что назначенец должен быть лоялен главе внешнеполитического ведомства.
Вчера же со Смоленской площади прозвучало предупреждение о готовности России «перестать вести обсуждения по существу по интересующим американскую сторону вопросам» -- дескать, две страны связывает ныне лишь проблематика «стратегической стабильности», а после ее разрушения Россия и США «будут в свободном плавании». Это заявление прокомментировал «ВН» завотделом разоружения и урегулирования конфликтов Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Пикаев. Усиление сторонников жесткой линии в российской внешней политике эксперт объяснил просчетами американской стороны. Буксует обсуждение проблем разоружения, нет прогресса в подготовке нового договора, который должен сменить СНВ-1, пауза наступила и в решении вопроса реанимации ДОВСЕ. К тому же в Москве могли обидеться на то, что сразу после разговора президентов Джорджа Буша и Дмитрия Медведева на Хоккайдо на встрече «восьмерки» американцы подписали с Чехией соглашение о размещении радара системы ПРО, которую в России воспринимают как угрозу: «Это было воспринято как сигнал для российского руководства, что американцы будут и дальше продолжать жесткую линию в отношении России, игнорировать ее интересы в сфере безопасности».
Александр Пикаев отмечает, что между Россией и США уже нет той зависимости, что была характерна для 1990-х годов, прежде всего потому, что Москва уже расплатилась по долгам. Эксперт напомнил о мизерном двустороннем товарообороте (17,6 млрд долл. в 2007 году) и отсутствии «интересных для России серьезных проектов в области высоких технологий». Гипотетически Москва могла бы прервать разговор по проблемам, которые интересны американцам и неинтересны России, «но таких вопросов не так много» -- например, сотрудничество в Ираке и Афганистане. «Нам бы было интересно договориться с США по пространству СНГ, но они на это не идут, с ними по этому вопросу нет даже консультаций», -- заметил эксперт «ВН».