|
|
N°48, 20 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Киргизская Фемида откликнулась на бунт
Популярный депутат освобожден
Депутат киргизского парламента Азимбек Бекназаров, чей арест 5 января и судебное преследование стали причиной беспрецедентных акций протеста по всей Киргизии и кровавых столкновений 17 марта на юге республики, освобожден из-под стражи. Эта новость должна была остановить эскалацию хаоса и продолжения бунтов в Киргизии, начавшихся в воскресенье. Об освобождении под подписку о невыезде г-на Бекназарова, председателя парламентского комитета по соблюдению законности, сообщил пресс-секретарь президента Киргизии Ильяс Бекболотов. Он сослался при этом на решение генеральной прокуратуры республики. Однако поскольку такое заявление озвучено пресс-секретарем президента, то ни у кого не вызывает сомнения, что решение принято не кем иным, как лично Аскаром Акаевым.
В таком случае естественным кажется вопрос: а что мешало главе государства, который должен хорошо представлять себе опасность непредсказуемого развития событий в своей стране в результате политически мотивированного ареста популярного парламентария, принять это решение раньше?
Ссылки г-на Акаева на независимость и беспристрастность киргизской Фемиды уже дезавуированы самим фактом срочного освобождения г-на Бекназарова. Вряд ли кого-то и раньше могли убедить подобные заверения г-на Акаева. Можно ли было верить в непорочность киргизских прокуроров, если они «вспомнили» прегрешения депутата спустя семь лет после «превышения служебных полномочий», именно в тот момент, когда его открытая деятельность в парламенте стала угрожать президентскому статусу г-на Акаева?
Справедливость рассмотрения дела Азимбека Бекназарова была подвергнута сомнению еще месяц назад, когда посетившие его в следственном изоляторе коллеги-депутаты обнаружили, что он был там избит -- так следствие добивалось признательных показаний. Пытаясь оправдаться, власти заставили Бекназарова заявить перед телекамерой, что его «никто не избивал». И вот вчера депутат, уже меньше опасающийся за свою жизнь, подтвердил: «физическое воздействие» на него имело место.
Более того, от имени руководства Киргизии никто не дал оценку уже начавшемуся неделю назад «беспристрастному» судебному процессу над г-ном Бекназаровым, в ходе которого выяснилось, что из его дела бесследно исчезли восемь листов. Отклоненные судьей протесты подсудимого по этому эпизоду в числе прочих также стали причиной возбуждения страстей...
Сегодня должны состояться похороны жертв джалалабадских событий. По неподтвержденным данным, их количество достигло шести человек. Семьям погибших уже выплачено по тысяче долларов в качестве компенсации. Хотя жители Аксыйского района достаточно лояльно отнеслись к приезду киргизского премьера г-на Бакиева и указу президента Акаева о снятии с должности главы района Шермамата Осмонова, на которого возложили ответственность за кровавые события, есть угроза того, что похороны станут поводом к новым акциям протеста.
Последние сообщения из Бишкека говорят о том, что киргизские власти, опасаясь мощного протестного потенциала на юге страны, больше не рискуют обвинять в «разжигании митинговой стихии» оппозиционных депутатов, представляющих южные области. Для подобных обвинений избран известный правозащитник «северного» происхождения Турсунбек Акунов, бывший в рядах участников многотысячного марша местных жителей, требовавших освобождения опального земляка, депутата Бекназарова.
Приняты властями меры и для усиления режима безопасности киргизской столицы. В Бишкеке отбывает в тюрьме семилетнее наказание еще один политический оппонент президента Акаева, бывший вице-президент Феликс Кулов. А что если успех защитников Бекназарова вдохновит и сторонников Кулова? Во всяком случае наученная горьким бекназаровским опытом киргизская Фемида уже приняла решение отложить новый суд по делу Кулова.
Аркадий ДУБНОВ