Митрополит Кирилл уверен, что украинцы проголосовали против церковной «самостийности»
Несмотря на то что
патриарху Алексию II пришлось сократить свой визит на Украину и столкнуться в Киеве с прохладным приемом первых лиц соседнего государства, в Московском патриархате остались довольны итогами завершившегося вояжа первоиерарха по каноническим территориям РПЦ. Визит продемонстрировал, что большинство украинских верующих остались верны единой Русской православной церкви, вопреки давлению светских властей этой страны, заявил вчера председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, подводя итоги поездки на Украину, приуроченной к празднованию 1020-летия крещения Руси. «Сразу после распада Советского Союза под влиянием совершенно конкретных политических сил в украинской церкви произошел раскол, который все эти годы пытался легализоваться, и особенно в последние время употреблялись очень большие усилия, чтобы это произошло. Была опасность, что это могло произойти в связи с празднованием 1020-летия крещения Руси, но по милости Божьей самого страшного и опасного для церковной жизни Украины, для целостности нашей церкви не произошло», -- заметил владыка Кирилл.
После того как
идея «независимости» украинской церкви фактически была отвергнута патриархом Константинопольским Варфоломеем, «с облегчением вздохнуло все мировое православие», подчеркнул глава ОВЦС. «Сам по себе факт встречи Вселенского патриарха и патриарха Московского очень важен, ведь личных встреч Святейшего с патриархом Варфоломеем не было с 1997 года, -- отметил владыка Кирилл, отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей». -- Межцерковный диалог никогда не прерывался -- о чем-то мы можем договориться, о чем-то пока нет, но именно эта встреча, в дни празднования 1020-летия крещения Руси, была очень важным духовным фактом, она всех нас очень ободрила и поддержала».
Более того, в эти дни паства Русской православной церкви засвидетельствовала свое единство. «Самым трогательным событием», особо запомнившимся митрополиту Кириллу, была встреча патриарха с народом во время торжественного богослужения на Владимирской горке -- когда во время литургии сослужили сто архиереев (пятьдесят из которых представляли каноническую Украинскую православную церковь, а другие 50 приехали из России, Молдавии, Белоруссии и других православных стран). «Верующих никто специально не созывал, не привозил в автобусах; было видно, что люди пришли по велению своего сердца, -- поделился впечатлением владыка Кирилл. -- Тысячи православных приветствовали патриарха так, как я не слышал за всю свою жизнь. Кто-то сказал, что это напоминало встречу воинов-освободителей -- такое ликование было среди православных украинцев».
К сожалению, заметил руководитель ОВЦС, в тот момент, когда Патриарх Московский и всея Руси обращался к украинским верующим, была отключена прямая телевизионная трансляция. По словам секретаря ОВЦС по межправославным отношениям протоиерея Николая Балашова, это был не единственный пример «особого» отношения светских властей Украины к предстоятелю РПЦ и архиереям канонической Украинской православной церкви, подчиняющейся Московскому патриархату. «Виктор Ющенко в своей речи, обращенной к украинской нации на Софийском «майдане», вновь говорил о том, что государство не будет вмешиваться в жизнь церкви. Но вместе с тем в богослужении, которое проходило в Софийском соборе накануне вечером, президентский протокол определял, где будут находиться те или иные представители церкви», -- свидетельствует о. Николай. В частности, каноническому главе УПЦ, блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру отвели место в глубине зала, в заднем ряду. Количество представителей канонической УПЦ было также определено протоколом президента Украины -- менее десяти человек. «В связи с этим управделами УПЦ архиепископ Митрофан выразил удивление таким вмешательством государства в религиозную деятельность, вплоть до попыток светских властей организовывать процесс богослужения», -- рассказал о. Николай. Кроме того, на вечерне не поминались имена патриарха Алексия и митрополита Владимира (хотя этого и требуют церковные каноны).
Митрополит Кирилл, в свою очередь, отметил, что «определенная часть украинского истеблишмента» и ряд СМИ не оставляли попыток политизировать визит главы РПЦ, представив Алексия II едва ли не проводником политики Кремля. «Почему ни у кого не возникает проблем с тем, что католики на Украине, включая грекокатоликов, подчиняются Римскому Папе, который находится в Италии? -- задал риторический вопрос глава ОВЦС. -- Никому в голову не пришло протестовать против того, что часть украинских граждан подчиняется иностранному церковному центру». Более того, власти Украины сами лоббируют идею переподчинения украинских православных еще одному зарубежному центру, который находится в Стамбуле. «Никакой аллергии на это не возникает, напротив -- только горячее желание и трогательное умиление по этому поводу, -- заметил владыка Кирилл. -- Но возникает вопрос: на чем основываются гневные протесты против того, что церковный центр канонической УПЦ находится в Москве?» Руководитель ОВЦС сам же дал ответ на свой вопрос: это протесты не богословского или канонического порядка, а определенная политическая стратегия, «и только так к этому и следует относиться».