|
|
N°136, 30 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без шума и пыли
Эрмитаж получил козыри в борьбе против концертов на Дворцовой площади
В своей давней борьбе за ограничение или запрет концертов на Дворцовой площади директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский получил помощь экспертов. Завершено первое исследование воздействия шума на экспонаты одного из величайших музеев мира.
Десять концертов на Дворцовой площади с уровнем звука свыше 82 децибел отнимают у уникальных экспонатов Эрмитажа больше года жизни. Об этом корреспонденту "Времени новостей" рассказали эксперты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря, которые изучили, как акустические воздействия влияют на старинные книги, живопись и скульптуру.
Результаты этого исследования взял на вооружение Государственный Эрмитаж, руководство которого продолжает борьбу против проведения на Дворцовой площади "громких" мероприятий. А их перед главным входом в музей в последнее время проходит достаточно много. При этом обычно используются акустические системы большой мощности, которые создают вибрацию стекол в окнах и витринах музея. А самое главное, звук воздействует на произведения искусства. Между тем требования музейного хранения ограничивают не только режимы влажности и температуры, но даже скорость движения воздуха в помещениях.
«Мы не против концертов на Дворцовой площади. А концерты классической музыки даже приветствуем. Но уровень звука в залах Эрмитажа не должен превышать 80--82 децибел. И это касается не только нашего музея, а любого хранилища культурных ценностей», -- говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Иногда выступающие выполняют личную просьбу г-на Пиотровского и приглушают усилители. Но не всегда музею хватает аргументов. И тогда сотрудникам Эрмитажа приходится только смотреть, как вибрируют бесценные холсты. Причем, как рассказали "Времени новостей" в Эрмитаже, иногда это на самом деле можно видеть своими глазами. А чтобы повлиять на несговорчивых организаторов концертов, нужен какой-нибудь документ. Поэтому Эрмитаж около полутора лет назад заказал экспертизу воздействия громкой музыки на музейный комплекс.
В начале исследований специалисты определили максимальный уровень вибрации на поверхности полотен в залах Эрмитажа в обычные дни, а также уровни звукового давления в данных помещениях во время выступления группы Rolling Stones 28 июля 2007 года. Уровень звука тогда составил в среднем 88 децибел.
Все остальное время эксперты провели в лабораториях центра Грабаря, экспериментируя над образцами. Согласно результатам исследований, наиболее сильно звуковое воздействие отражается именно на живописных полотнах. В итоговом отчете говорится о физико-механических колебаниях холстов, о комбинированном действии кислорода, света и колебаний влажности и о других параметрах воздействия громкого звука на экспонаты Эрмитажа. По словам экспертов, в комплексе все эти факторы "способствуют ускоренному проникновению водяных паров с загрязнителями в структуру материалов и непредсказуемому ускорению процессов старения картин". А "несимметричное распределение влажности при действии акустического поля высокой частоты, способствующего сушке, может вызвать образование или множественное увеличение кракелюра, отслоение и осыпи красочных слоев".
Если говорить проще, десять двухчасовых концертов старят полотна на один год. А 200-часовое воздействие длительных, повторяющихся звуковых колебаний повышенного уровня звукового давления (80--82 дБ) -- на 35--40 лет.
Как сообщил "Времени новостей" директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, опубликованное исследование только первый этап: "Мы уже забыли, что такое шум. В Москве на эту тему какие-то исследования проводятся. Нам же надо сначала понять, что это. Ведь никаких нормативов, определяющих степень воздействия шумовых колебаний в различных условиях, в среде петербургских памятников культуры и архитектуры, нет. Воздействие звука на живопись только часть большой проблемы. Мы не торопимся. Тем более что испытываем глобальные противодействия всем нашим инициативам. Поэтому мы, планомерно сотрудничая с центром Грабаря, с институтом Крылова (Петербургский центральный научно-исследовательский институт имени академика Крылова, занимается, в частности, гидро- и аэродинамическими исследованиями. -- Ред.), ведем исследования в этом направлении. Специалисты делают тысячи измерений. В данный момент изучается взаимодействие шума и архитектурных сооружений. Когда мы соберем достаточно материалов, представим их властям или выступим с законодательной инициативой".
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург