|
|
N°135, 29 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проценты от сборки
Почему российских производителей компьютеров не волнуют простаивающие конвейеры
Огромная недозагрузка мощностей российских сборщиков ПК -- факт очевидный, его признают сами производители. Тем не менее строятся новые заводы. К началу 2008 года у «К-Системс/IRBIS» было девять производственных линий в Видном, две -- в Санкт-Петербурге и четыре линии -- на заводе в Мытищах (под сборку ноутбуков). К концу 2008 года в городе Гвардейске Калининградской области компания запустит еще один завод -- две из запланированных 12 производственных линий, рассчитанных, по сообщениям в СМИ, на 1,5 млн электронных устройств в год. Большую часть займет сборка декстопов и ноутбуков под брендом IRBIS (этот сегмент приносит компании 90% оборота), оставшиеся мощности пойдут под сборку серверов и периферийных устройств (сейчас общая мощность заводов компании составляет около 700 тыс. единиц техники в год). Завод китайской компании Foxconn строится под Санкт-Петербургом. Он будет собирать для Hewlett-Packard около 500 тыс. ПК в год.
Между тем, по собственным данным «К-Системс/IRBIS», в 2007 году компания продала «более 200 тыс. компьютеров». Непонятно, зачем при таких объемах продаж тратиться на запуск новых мощностей.
В 2007 году, по данным Gartner Group, российские и иностранные поставщики в России заключили контракты на продажу 8,3 млн ПК (включая ноутбуки). Рынок растет на 6% в год.
Старший вице-президент компании «Аквариус» (крупный игрок на российском рынке ПК) Владимир Шибанов говорит о том, что «если мощности не используются должным образом, то просто съедают чистую прибыль компании».
Однако простаивают эти мощности у всех крупных игроков без исключения. Максимальная мощность завода Kraftway -- 1 млн единиц продукции в год. По данным компании, в 2007 году под маркой Kraftway было выпущено 293 тыс. ПК. Гендиректор Depo Computers Сергей Эскин признает, что его компания способна производить до миллиона ПК в год. В 2007 году она собрала около 436 тыс. ПК (8% рынка). В RoverComputers не стали сообщать сведения о своих производственных возможностях. Сказали лишь, что «план в год 240--480 тыс. ноутбуков, а реально производится 250--300 тыс. штук». По оценке Gartner, за первые три месяца RoverComputers собрала 113,12 тыс. ноутбуков.
У этой отрасли своеобразная структура затрат.
Высокотехнологичным производством сборку компьютеров назвать трудно. «Российские производители ПК не выращивают кристаллы, не производят ЖК-панели, микросхемы и даже не занимаются сборкой мобильных ПК, -- говорит коммерческий директор Acer CIS Inc. Григорий Низовский. -- Завод по сборке настольных персональных компьютеров -- это не доменная печь, которая не может простаивать. Земля под ним была приобретена давно и скорее всего недорого. Конвейер может работать, а может и стоять. Меньше работы -- меньше затрат на электричество и оплату персонала. Самой дорогой составляющей такого завода в нормальном случае является стоимость склада либо компонентов, либо готовой продукции».
В сборке ПК основная стоимость создается не руками -- вот одна из причин того, что избыток мощности заводов не вредит делу. Главные издержки кроются в стоимости комплектующих и затратах на логистику.
По словам Сергея Эскина, процесс сборки в цене готовой продукции составляет от 1 до 2% в зависимости от методик расчета. «Из этого следует, -- объясняет гендиректор Depо, -- что недозагрузка завода даже на 50% не скажется на себестоимости. Поэтому никто и не страдает из-за недозагрузки мощностей».
В других бизнесах, где добавленная стоимость возникает в цеху, простой рабочих и оборудования катастрофичен, и менеджеры бьются за процент использования мощностей. «А в бизнесе сборки компьютеров денег и энергии на организацию этого уйдет больше, чем будет конечный эффект», -- говорит г-н Эскин.
Еще один фактор -- неравномерность спроса. «Заказы распределяются неравномерно в течение года, отсюда неритмичность загрузки производства, -- признают в Kraftway. -- На второе полугодие приходится 70% годового объема».
По словам гендиректора «К-Системс/IRBIS» Эдуарда Вороницкого, мощность заводов по производству компьютеров -- и у нас, и во всем мире -- рассчитывается для максимальной сезонной загрузки: «Так происходит во всем мире, и нет никакой российской специфики».
Иностранным поставщикам проще. «Общий объем заказов, который готовы выполнить наши партнеры, соответствует бизнес-плану нашей компании, -- говорит Григорий Низовский. -- Если говорить о ПК и ноутбуках всех брендов, принадлежащих нашей компании, то в 2008 году эта цифра составит порядка 25 млн штук» (речь о мировом, а не российском рынке. -- Ред.).
Acer, конечно, легко жить по бизнес-плану. У него заводов в России нет. Российская специфика для Acer проявляется разве что тогда, когда у покупателя (скажем, у крупной сети продаж бытовой техники) обнаружатся неприятности с налоговой, вследствие чего возникнут проблемы с платежами поставщикам.
И все же с переизбытком мощностей отечественные сборщики борются. Например, часть производства может быть контрактной -- это означает сборку ПК по заказу другой компании. Такие заказы исполняет, например, «Формоза». В Kraftway тоже хотели бы, но предложений не получали.
Контрактным производством занимаются и «К-Системс/IRBIS», и «Аквариус». «Для снижения издержек компании, имеющие переизбыток производственных мощностей, иногда выступают в качестве аутсорсеров, -- говорит вице-президент компании «Аквариус» Владимир Шибанов. -- Более мелкие компании на регулярной основе размещают заказы на производство продукции под своей торговой маркой на заводах крупных производителей. Эта практика существует как у московских, так и у региональных компаний. Аналогичные заказы размещают в России и зарубежные компании. «Аквариус» также периодически прибегает к этой практике, выпуская продукцию как для мировых брендов, так и для российских компаний».
Добиваться стопроцентной загрузки мощностей неправильно, считают участники этого рынка. Оптимально, когда остается примерно 30% свободных мощностей. «Это необходимый резерв для оперативного реагирования при крупных заказах», -- считает г-н Шибанов.
Действительно существует вероятность срочных заказов по госконтрактам, которые могут измеряться тысячами и десятками тысяч ПК, и случаются они чаще в конце, а не в начале года. Иной раз заводы работают в две смены.
Если речь идет о небольшой компании с производительностью в 100 тыс. ПК в год, то 30% резерва мощностей бывает недостаточно. Но когда незадействованными остаются более 50% производственных мощностей, производство становится нерентабельным. Примеры тому на российском рынке есть.
Таким образом, можно сделать вывод, что неполная загрузка предприятий по производству ПК не свидетельство стагнации этого рынка, а его характерная особенность.
Виктория МУСОРИНА, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»