|
|
N°135, 29 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сингапурская надежда
Интересы Пхеньяна и Вашингтона временно совпали
На минувшей неделе на переговорах по северокорейской ядерной проблеме произошло неординарное событие. 23 июля в Сингапуре впервые за историю шестистороннего диалога с участием Северной и Южной Кореи, Китая, США, России и Японии, начатого в 2003 году, состоялась неформальная встреча всех шести участников на уровне министров иностранных дел. Похоже, что мероприятие было призвано символически продемонстрировать миру достигнутый прогресс в ликвидации ядерной программы Пхеньяна.
Апофеозом встречи стали рукопожатие и краткая беседа между госсекретарем США Кондолизой Райс и главой МИД КНДР Пак Ы Чуном -- это был первый контакт на столь высоком уровне между двумя враждующими государствами. Хотя два министра успели обменяться лишь несколькими малозначительными репликами, многие мировые СМИ поспешили расценить это событие как свидетельство «потепления» в американо-северокорейских отношениях, позволяющего надеяться на ускорение ядерного разоружения Северной Кореи.
На коротком отрезке времени интересы двух антагонистов в определенной мере совпали. В преддверии ноябрьских президентских выборов администрации США остро нужны зримые внешнеполитические успехи. Одновременно руководство КНДР стремится получить от Вашингтона как можно больше политических и экономических бонусов за «примерное поведение» или, по крайней мере, видимость такового.
Встреча в Сингапуре показала, что на шестисторонних переговорах сохраняются шансы на движение вперед, но на этом пути кроется немало ловушек, способных затормозить переговорный процесс или даже отбросить его назад. Изначально предполагалось, что на встрече министров будет подведена черта под вторым этапом денуклеаризации Северной Кореи. Напомним, что первый этап включал приостановку ядерных разработок КНДР, второй -- вывод из строя ядерных объектов под международным контролем, третий предусматривает полное, поддающееся проверке и необратимое прекращение всей ядерной деятельности Пхеньяна.
Главы МИДов шести стран собирались определить пути и сроки завершения этого процесса, а также создать основы многостороннего механизма обеспечения мира и безопасности в Северо-Восточной Азии. Последняя из этих задач явно оказалась неподъемной ношей для партнеров. Похоже, им не удалось пока договориться даже об общих принципах, на которых могла бы базироваться данная структура.
С завершением второго этапа демонтажа корейской ядерной программы также возникают сложности. Пхеньян не устает обвинять своих партнеров в затягивании предоставления Северной Корее обещанной экономической и энергетической помощи. Напомним, что пять остальных участников переговоров в ответ на шаги КНДР в направлении свертывания ядерной программы обязались оказать ей помощь в объеме, эквивалентном стоимости 1 млн тонн мазута. Россия, Китай, Южная Корея и США постепенно продвигаются вперед в решении этих вопросов, но Япония наотрез отказывается от участия в этих усилиях. Токио ссылается на неурегулированные двусторонние проблемы с КНДР, прежде всего по вопросу о японских гражданах, похищенных в 1970--1980-е годы при участии северокорейских спецслужб. В Пхеньяне заявляют, что если к концу нынешней осени обещанная помощь не поступит в полном объеме, то работы по выводу из строя объектов ядерного комплекса будут приостановлены -- более того, процесс может быть обращен вспять.
Другой узел противоречий формируется между КНДР и США. Предоставив в конце мая странам «шестерки» декларацию о своих ядерных программах, Пхеньян счел свои обязательства выполненными. Теперь КНДР добивается от Вашингтона ранее оговоренной награды: скорейшего исключения из американского списка государств -- спонсоров международного терроризма. Белый Дом формально запустил процедуру «исключения из списка», которая занимает 45 дней. Вместе с тем в Вашингтоне настаивают на проведении максимально интрузивных инспекций (такие инспекции требуют физического доступа к контролируемому объекту, его разборки или даже разрушения) для проверки достоверности и полноты предоставленных Северной Кореей сведений.
Американцы рассматривают согласие Пхеньяна на проведение подобных проверок как необходимое условие для исключения КНДР из черного списка. Но северокорейцы категорически возражают против этих требований США. Они настаивают, что соответствующие меры контроля должны распространяться на весь Корейский полуостров, а не только на его северную часть.
Александр ВОРОНЦОВ, заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН, Петр АГАЛЬЦОВ, политолог