|
|
N°135, 29 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как понять узбекский менталитет
Появились новые данные о взрывах под Бухарой
Спустя почти три недели после ужасных взрывов ракетно-артиллерийского склада в узбекском городке Каган в 15 км от Бухары, прогремевших в ночь на 10 июля, появились новые сведения о катастрофе и ее жертвах. По сведениям «Группы быстрого реагирования» (ГБР), образованной в Узбекистане несколькими правозащитниками, ныне среди гражданского населения насчитывается 27 погибших. Члены ГБР собрали список их полных имен с адресами -- все они были жителями Кагана и расположенных в 1,5-- 2 км от эпицентра взрывов поселках Зеробод и Пролетаробод.
По официальным данным узбекских властей, оглашенным 10 июля, в результате взрывов погибли трое и 21 человек пострадал. Тогда же власти дали понять, что эти данные могут быть впоследствии уточнены. К сожалению, подобные уточнения после подобных катастроф во всем мире, как правило, лишь увеличивают печальный список жертв...
Но только не в Узбекистане. Никаких коррективов в оценки последствий взрывов в Кагане узбекские власти не вносили. Между прочим, так же было и после трагических событий в Андижане в мае 2005 года -- в Ташкенте спустя пару дней после подавления волнений назвали цифру 187 погибших и впоследствии это число не менялось. По свидетельствам очевидцев и международных правозащитных организаций, жертв кровопролития в Андижане было в несколько раз больше. Узбекское руководство, видимо, полагает, что чем меньше будут говорить о каком-либо неприятном событии, тем быстрее оно забудется. Нечто подобное происходит и после Кагана.
17 июля, спустя неделю после катастрофы, узбекским СМИ в третий раз (первые два случились 10 и 11 июля) разрешено было вспомнить случившееся. Поводом стало «посещение президентом Узбекистана Каганского района Бухарской области». Выступая на заседании правительственной комиссии по ликвидации последствий взрывов, Ислам Каримов подчеркнул, что «основная причина происшедшего состоит в том, что склад боеприпасов, построенный еще в советское время, не соответствовал нормативным требованиям, определенным для подобных объектов».
Виноватым оказалось не только «советское время», но частично и постсоветское, «узбекское». Каримов «признал», что минобороны Узбекистана «не поддерживало на должном уровне порядок и дисциплину, не предвидело возможной опасности» и «все было пущено на самотек». Между тем, по данным интернет-ресурса Uzmetronom.com (доступ к нему заблокирован в Узбекистане), еще год назад узбекскому руководству был доложен рапорт министра обороны Руслана Мирзаева с предложением закупить специальное оборудование для утилизации в Кагане снарядов с давно истекшим сроком годности. Однако приобретение дорогостоящей техники было признано нецелесообразным.
В сообщении ГБР приводятся многочисленные свидетельства очевидцев техногенной аварии и описываются обстоятельства того, как и где люди искали помощь и получали информацию о происходящем. Авторы сообщения утверждают, что в те дни «резко возрос авторитет духовенства -- люди шли молча в мечети и медресе независимо от религиозной принадлежности, национальности и пола». «Соседка, мусульманка, сказала, что только там найдем защиту -- меня, русскую, там накормили и дали кров!» -- рассказывает жительница Пролетаробода Нина К. о том, как она оказалась в мечети известного исторического комплекса памяти Бахаутдина Накшбанди. «За одну ночь к нам пришли более пятисот человек, мы устроили их в соборной мечети и подсобных комнатах», -- говорит помощник имама этой мечети.
Если верить рассказам, не получая никакой достоверной информации о случившемся в Кагане из официальных узбекских СМИ, жители соседней Бухары бросились смотреть по спутнику новости российского телевидения. Там сообщали, что «еще более 10 тыс. (?!) вагонов (с боеприпасами) могут взорваться». Неудивительно, что после этой передачи, как пишут авторы сообщения ГБР, «население Бухары начало выезжать из города беспорядочным потоком». Они заключают, что «информационный канал чужого государства практически регулировал ситуацию в регионе».
Если нарисованная картина похожа на правду, то не исключено, что при «разборе полетов» виновных в создавшейся панике узбекское руководство могло обнаружить и в российских СМИ. Такое, впрочем, бывало не раз...
Случайное это совпадение или нет -- сказать трудно. Но так случилось, что спустя несколько дней после посещения президентом Каримовым Каганского района стало известно о запрете на возвращение в Узбекистан и лишении аккредитации представителя международной правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч» (ХРВ) Игоря Воронцова. По мнению узбекских властей, г-н Воронцов «не знаком с менталитетом узбекского народа и не способен оценить реформ, осуществляемых руководством страны». А во время переговоров ХРВ с представителями руководства Узбекистана было сказано, что в Ташкенте могут рассмотреть кандидатуру другого представителя организации в Узбекистане, но «он не должен быть русским».
Аркадий ДУБНОВ