|
|
N°135, 29 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По меркам королей
В Инсбруке открылся фестиваль старинной музыки
Всякий фестиваль есть празднество. Но не у всякого есть такая изысканная рамка, как у Инсбрукского. Центр этого старинного города в Альпах как драгоценная шкатулка, и туристы млеют здесь от прикосновения к красотам прошлого. Но есть еще повыше в горах и дворец Амбрас, стоящий посреди тщательно выстриженного сада, в том дворце есть Испанский зал, построенный в XVI веке, а на стенах его чаруют взоры тончайшие ренессансные росписи с изящно очерченными мифологическими фигурами и прихотливыми узорами. Это как будто святая святых всей европейской культуры, недаром и мировой искусствоведческий корпус признает Испанский зал одним из непревзойденных шедевров Возрождения. Когда входишь в этот светлый, напоенный легким альпийским воздухом зал, создается какое-то особое приподнятое настроение, душа готова с благодарностью воспринимать звуковые сокровища минувших эпох.
Фестиваль старинной музыки в Инсбруке -- приманка для многих любителей музыки барокко со всей Европы. Город, в котором в XVII--XVIII веках творилась история европейской музыки, способен и сейчас быть законодателем барочной моды. Уже в сорок пятый раз фестиваль открывается концертом в Испанском зале Амбраса, и всякий раз подтверждается привычно высокий уровень исполнительского мастерства. Ансамбль Aux pied du rois из Берна не только блещет виртуозной и осмысленной игрой, его интерпретаторские изыски подкреплены также солидными исследованиями в области «пластики ритма», взаимодействия и взаимного влияния танцевальных па и музыкальных структур. И название его, которое можно было бы перевести впрямую «у ног короля» (имеется в виду игра придворных музыкантов в личных покоях короля прямо у его царственных ног), намекает еще и на чисто музыкальные материи: pied -- это и старофранцузская мера ритма -- стало быть, в переносном смысле название можно было бы трактовать как «по меркам короля».
Все это, конечно, материи абстрактные, а нам, слушателям, важнее, сумеют ли музыканты, работающие «по меркам короля», втянуть нас в свое дело. И, надо признаться, удается им это не сразу. Поначалу слух, привычно радостно впитывающий все таинства барокко, смущается сухостью и жесткостью, намеренной отстраненностью от прямой эмоции. Но проходит 5--7 минут, и граница между музыкой и нами оказывается преодоленной. Особая «пластичность ритма», за которую и борются бернские музикусы, берет свое: Майкл Форм, играющий на блокфлейте так лихо, но так безоговорочно пылко (в плане страсти к музицированию), ведет в бой свой отряд из семи человек с горящими глазами вдохновенного лидера. Второй лидер ансамбля, клавесинист Дирк Бернер, может проявить себя в полную меру не всегда -- но когда мы слышим его соло, нам становится ясна его роль в формировании единого энергетического поля, которое одно и способно вовлечь нас в музыкантские игры.
В концерте исполнялись произведения, звучавшие в основном в залах Версаля (вечер так и назывался -- «Королевские суаре»): сюиты Марена Мааре, мелкие вещицы Жан-Батиста Люлли и Жак-Мартена Оттетерра, и голоса отдельных инструментов -- двух скрипок (отметим, что первую партию исполняла девушка с русским именем Елизавета Козлова), басовой гамбы, двух флейт, теорбы и чембало -- то сплетались в единое плотное кружево, то расплетались в индивидуальные ясные линии. Строгость вкуса была поистине французская, когда не позволено сделать и полшага в сторону. Этикет двора Людовика XIV правил бал, но сухость и жесткость не мешали нам уловить возникающую в узком кругу интонацию особой, интимной доверительности. Лирикой в нашем смысле слова это, конечно, не назовешь, но одухотворенная и одухотворяющая проникновенность звучала иногда предельно внятно. Может быть, именно поэтому забитый до отказа Испанский зал взорвался в конце концерта бешеными аплодисментами и бисы длились до бесконечности.
Концерты в Амбрасе -- июльский ауфтакт Инсбрукского фестиваля, а главные события начнут катиться валом на публику уже в августе. Художественный руководитель фестиваля знаменитый дирижер-аутентист Рене Якобс покажет на сцене Тирольского театра две оперные постановки -- ораторию Генделя «Валтасар» и сакральную оперу Бернардо Паскуини «Святая Агнесса», ведущие аутентисты мира проведут мастер-классы, лучшие барочные ансамбли Европы представят нарядные программы, музыка будет литься в церквах, театре, придворном саду Хофгартене. И снова и снова будут звучать праздничные фанфары в исполнении инсбрукского ансамбля трубачей «Элизео» -- звонкие призывы, музыку для которых написали триста лет назад великие мастера звука Бибер и Гендель.
Алексей ПАРИН