|
|
N°135, 29 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Секс, взрывчатка и молодежная политика
Секс-бизнес и его жертвы
Лето считается в издательском бизнесе мертвым сезоном, но мы разыскали три новые книги. Две из них помогут расширить исторический кругозор, а третья -- кое-что прояснить по поводу ближайших государственных приоритетов.
Секс-бизнес и его жертвы
Александр Ильюхов. Проституция в России с XVII века до 1917 года. -- М.: Новый хронограф, 2008.
Если вы слабо себе представляете, чем «контрольные квартиры» отличались от «хороших» и «обыкновенных», в чем заключалось преимущество «кабинетных» проституток над «билетными» и «бланковыми» и почем покупали русских девушек аргентинские работорговцы, то вам сюда. Монография Александра Ильюхова -- это скрупулезно составленный архив всех дошедших до нас данных о том, какие социальные обличья принимало древнейшее ремесло в Российской империи, пока не было объявлено о его полном преодолении.
При этом заголовок книги следует воспринимать как легкий казус: несмотря на обещанное, автор практически не вдается в исторические дебри и рассказывает нам о временах не столь отдаленных. Подлинное начало повествования относится к 1843 году, когда в Варшаве был создан первый врачебно-полицейский кабинет: это событие ознаменовало наступление новейшей эры для отечественного секс-бизнеса.
Главные темы книги -- это роль государства в регулировании проституции и контроль над венерическими заболеваниями. Основной конфликт -- между регламентистами (теми, кто считал проституцию вечным явлением и выступал за ее легализацию) и аболиционистами (полагавшими, что на этом позорном явлении необходимо поставить крест).
Но помимо статистического материала и сухих обзоров общественного мнения и государственных актов в монографии представлена масса реальных и порой душераздирающих историй, редкие из которых имели положительный финал. Превращение женщины в товар, а потом и в отработанный материал показано на множестве конкретных примеров. В таких случаях сложно удержаться от морализаторства, и иногда отодвинутый на задний план обличительный пафос всплывает в авторских ремарках вроде таких, например: «Любовь по дешевке обернулась сифилисом».
С легкой степенью утрирования можно сказать, что книга Александра Ильюхова -- это развернутый историко-этнографический комментарий к «Яме» Александра Куприна и «Воскресению» Льва Толстого (неоднократно поминаемых в тексте). А когда автор хочет провести параллели с современностью, он ограничивается обобщающим комментарием: «Ситуация до боли знакома -- строгость закона компенсируется его неисполнением». Что в целом отчасти и правильно, однако не отменяет необходимости серьезного разговора о современном состоянии проституции в РФ и о том, что нам со всем этим делать.
Взрывчатка как катализатор истории
Стивен Боун. Дьявольское изобретение. Динамит, нитраты и создание современного мира. -- М.: Столица-Принт, 2008.
В советские времена подобные издания выходили многотысячными тиражами, и сейчас приходится только сожалеть о том, что ряды любителей качественного исторического научпопа сильно поредели. А книгу канадского писателя и историка Стивена Боуна можно считать образцом жанра. Это увлекательнейшее повествование, в котором химические открытия переплетены с политическими интригами и экономическими перипетиями.
Крах феодализма после распространения черного пороха, охота за индийской селитрой, международная торговля перуанским гуано, Фолклендская битва за нитраты, первые газовые атаки -- это лишь малая часть охваченных здесь сюжетов. Перед читателем открывается широчайшая панорама событий мировой истории, движущей силой которых являются разные типы взрывчатки, причем технологический прогресс становится катализатором важнейших общественных изменений.
Стивен Боун живо описывает крупнейшие промышленные проекты позапрошлого столетия, ставшие возможными после изобретения Альфредом Нобелем динамита, -- такие, как строительство железнодорожного тоннеля через Альпы или Панамского канала, создавая при этом яркие портреты участников этих процессов и не забывая рассказывать, в каких условиях приходилось работать двигателям и жертвам технического прогресса.
Но главные герои книги -- это, конечно же, сам Нобель, а также «отец газовой войны» и нобелевский лауреат Фриц Хабер, в начале ХХ века решивший проблему создания неорганических нитратов. Боун убедительно доказывает, что вовсе не изобретение компьютеров или ядерной энергии, а открытие Хабера оказалось важнейшим научным событием столетия, ведь именно оно стало основой для широчайшего производства синтетических удобрений, а как следствие -- улучшения уровня жизни и тройного увеличения численности населения планеты.
Легко ли строить молодых?
Александр Казаков. Кадры для будущего. Молодежные организации как кадровый резерв «Единой России». -- М.: Европа, 2008.
Александр Казаков пострадал от латышского национализма: в 2004 году он был депортирован из Латвии за свою деятельность в качестве одного из лидеров Штаба защиты русских школ. Его организационный опыт был востребован в России: успев поработать в молодежном отделении хорошо уже позабытой партии «Родина», он вошел в подмосковное движение «политических экологов» «Местные» и вот теперь дает советы по модернизации кадровой работы правящей партии.
Небольшая брошюра, которую мы сегодня представляем, -- это попытка сформулировать ценностные приоритеты при формировании новой молодежной политики в России. Новой, потому что «цветная» угроза, если она и была, в общем-то с повестки снята, а главные выборы прошли. И теперь Александр Казаков вслед за лидерами государства предлагает начать думать стратегически, в масштабах поколений. Главной задачей работы с молодежью он считает организацию ее свободного времени: это момент принципиальный. На место хаоса девяностых, приведшего к полной дезориентации молодых людей, по мысли автора, должна прийти работающая структура действенного патриотического воспитания.
Речь при этом идет, разумеется, не об идеологическом зомбировании, а о вполне конкретных вещах -- создании и поддержке работающей сети спортивных, творческих, экологических и прочих клубов. А создание разноуровневых общественных молодежных сетей станет возможным, если «шефство» над ними возьмет молодежная организация «Единой России». Поскольку кроме добрых намерений она имеет еще и все те преимущества, в которые может быть конвертирован административный ресурс.
Главные жупелы для Александра Казакова -- это «медиакратия» и «политтехнология», своего рода политический постмодернизм, когда событие считается состоявшимся, если оно стало информационным поводом в прессе. На место работы со СМИ наконец должна прийти работа с людьми. И вслед за этим важным замечанием автор выделяет два возможных принципа («принцип пылесоса» и «принцип миноискателя») и семь параметров, которые должны определять поиск активистов и строительство молодежной организации «Единой России»).
Спорных моментов в предлагаемой программе хватает: непонятно, например, почему молодежные организации должны идти «рука об руку с церковью». Но, если не вдаваться в такие частности, надо признать: что-то подобное тому, что предлагает Александр Казаков, в любой заглядывающей в будущее стране давно в общем-то должно было бы происходить.
Василий ШЕВЦОВ