Время новостей
     N°134, 28 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.07.2008
Главное -- процесс
Игорь Сечин возобновил политический энергодиалог в Пекине
Визит вице-премьера Игоря Сечина в Китай для поддержания энергодиалога, как и ожидалось, не привел к решению конкретных коммерческих разногласий в сфере нефтегазового сотрудничества. Судя по всему, единственным итогом двухдневной командировки г-на Сечина стали договоренности с заместителем председателя Госсовета Китая Ван Цишанем о проведении регулярных консультаций между странами, что станет «инструментом, который может помочь в реализации крупных проектов в энергетической сфере».

Основной результат в китайской интерпретации вице-премьер Госсовета Ван Цишань сформулировал так: «Самое главное, что состоявшиеся переговоры руководства корпорации (имеется в виду госкомпания CNPC. -- Ред.) с вице-премьером России Игорем Сечиным подтвердили готовность и желание сторон реализовать эти важные для обеих стран проекты (ВСТО и газопровод «Алтай». -- Ред.)». Г-н Сечин подтвердил этот тезис, сообщив, что достигнута договоренность о дополнительной проработке крупнейших двусторонних проектов. Результаты этой работы планируется доложить в октябре на регулярной встрече глав правительств двух стран. По словам Игоря Сечина, чтобы подойти к встрече премьеров на должном уровне, запущен «механизм, предусматривающий периодичные встречи сопредседателей по энергетическому диалогу двух сторон». В частности, в этих встречах планируется участие министра энергетики Сергея Шматко и руководителя «Росатома» Сергея Кириенко.

Таким образом, Пекин в очередной раз попытался вывести вопросы поставок энергоносителей с уровня предметных переговоров между хозяйствующими субъектами в формат политического энергодиалога. И преуспел в этом. Однако прогрессом в содержательной части проблем даже не пахнет. Все равно вопросы справедливого ценообразования на российские трубопроводные нефть и газ выглядят для Москвы первостепенными факторами реализации масштабных инфраструктурных проектов в направлении Китая. Прежде всего это касается строительства ответвления от нефтяной трубы Восточная Сибирь -- Тихий океан (проекты по экспорту газа пока выглядят намного более эфемерно). Китайское руководство по-прежнему рассчитывает на сохранение существенных скидок на нефть и предоставление дисконтированных по сравнению со сжиженным газом цен на трубопроводный газ из России в обмен на доступ к розничному рынку страны и крупные контракты в других сферах энергетики. Найти взаимовыгодный баланс интересов пока не удается, и визит Сечина принципиальных изменений в ситуацию не внес.

Российский вице-премьер направился в Китай, чтобы продолжить обсуждение конкретных проектов в развитие недавнего визита в Поднебесную Дмитрия Медведева (это была первая его президентская поездка в дальнее зарубежье). Весьма насыщенная программа пребывания вице-премьера в этой стране свидетельствует о том, что руководство стран готово интенсифицировать энергетический диалог. Но в то же время она является лишним подтверждением тому, что на корпоративном уровне переговоры идут крайне вяло.

В Пекин г-н Сечин привез «привет» от председателя правительства России Владимира Путина, «наилучшие пожелания» от которого он передал премьеру Госсовета КНР Вэню Цзябао. И, как подчеркнул уже Ван Цишань, главы правительств двух стран «придают энергодиалогу крайне важное значение» и даже «специально обмениваются мнениями по этому поводу во время телефонного разговора». После встречи с российским вице-премьером г-н Цзябао заявил, что «развитие многовекторного сотрудничества в сфере энергетики является необратимым последствием укрепления политического доверия и важной составляющей отношений стратегического партнерства между странами».

Одним из главных пунктов «нефтяной» программы Игоря Сечина должно было стать обсуждение вопроса о строительстве ответвления от трубопровода Восточная Сибирь -- Тихий океан (ВСТО) в сторону Китая. В КНР, импортировавшей в прошлом году около 160 млн тонн нефти, российская нефть в настоящее время поступает лишь по железной дороге. В 2004 году «Роснефть» заключила контракт с государственной CNPC на поставки в страну до 2010 года 48,4 млн тонн нефти. По этому контракту в КНР уже поставлено около 30 млн тонн, но с условиями его продления связаны и основные противоречия в нефтяной сфере. Как известно, заключению сделки предшествовало предоставление китайскими властями крупного срочного кредита (свыше 5 млрд долл.), который пошел на финансирование приобретения «Роснефтью» компании «Байкалфинансгруп», выигравшей аукцион РФФИ по «Юганскнефтегазу». Неофициально известно, что «Роснефти» это стоило предоставления CNPC льготных условий закупки нефти. Очевидно, по мере роста мировых цен на углеводороды размер дисконта увеличивался и в какой-то момент стал неприличным, что подвигло российских чиновников и «Роснефть» инициировать пересмотр условий контракта до 2010 года. Уже больше года назад эти переговоры завершились полным крахом и заморозили российский энтузиазм в отношении строительства ответвления ВСТО на Китай.

«Все технические проблемы уже решены, технико-экономическое обоснование подготовлено, вопрос о финансировании строительства не стоит, соответствующая российская компания («Транснефть». -- Ред.) готова приступить к работам», -- сказал Интерфаксу источник в CNPC. Однако решение о строительстве будет принято только после того, как будут достигнуты договоренности об условиях поставок нефти. И здесь хедлайнером переговоров с CNPC с российской стороны выступает «обиженная» «Роснефть». Судя по всему, предложения китайцев не нашли понимания у председателя совета директоров «Роснефти» Игоря Сечина.

По поводу поставок российского газа в КНР Ван Цишань сказал: «Китайская сторона понимает, что проблема цены на российский газ должна быть решена между компаниями CNPC и «Газпром», однако рассчитывает, что российское правительство со своей стороны будет способствовать достижению взаимопонимания». В апреле 2006 года, во время визита в Пекин Владимира Путина, «Газпром» и CNPC подписали меморандум о взаимопонимании по поводу поставок до 68 млрд кубометров газа ежегодно после 2011 года. Причем предполагалось, что российский газ может начать поступать в Китай до ввода крупных месторождений в Восточной Сибири по коридору «Алтай» с действующего региона добычи в Ямало-Ненецком автономном округе. Однако за два с лишним года договориться о принципах ценообразования так и не удалось. Проблема состоит также и в том, что по этой трубе российский газ может поступить лишь в промышленно неразвитую северо-западную часть Китая и будет нуждаться в транспортировке через всю страну (что усугубляет ценовую проблему). Зайдя в тупик на переговорах с «Газпромом», китайские партнеры пытаются придать импульс на политическом уровне. Соответствующие предложения о создании новой переговорной площадки были переданы в Минпромэнерго РФ еще весной. Однако из-за смены правительства и перестройки энергетического ведомства вопрос пока находился в подвешенном состоянии.

Обсуждал г-н Сечин и вопросы, связанные с атомной энергетикой. «Во время встречи в субботу вице-премьера Игоря Сечина с руководством Китайской государственной корпорации ядерной промышленности китайские партнеры подтвердили, что очень заинтересованы в приобретении в России ядерного реактора на быстрых нейтронах», -- сказал Интерфаксу близкий к переговорам источник. Однако, по его словам, российская сторона не принимает предложенные условия, так как китайцы рассчитывают на «слишком низкую цену». А в российской же делегации заявляют, что «работать в убыток себе не будут».

Кирилл МЕЛЬНИКОВ, Алексей ГРИВАЧ