|
|
N°134, 28 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Террористка в депрессии
Президент Франции просит итальянцев об исключении для активистки "Красных бригад"
Терроризм в Европе, всплеск которого пришелся на 1970-е годы (в Италии их называют «свинцовыми»), продолжает отбрасывать свою зловещую тень на общества западноевропейских стран. Это касается в первую очередь Германии и Италии, где призраки «Фракции красной армии» (РАФ) и «Красных бригад» вдруг еще произрастают как бы из небытия и заставляют вспомнить о трагическом прошлом. В эти дни напомнила о себе известная итальянская экстремистка Марина Петрелла, выдачи которой от Франции сейчас активно добивается итальянское правосудие, в 1992 году приговорившее женщину к пожизненному заключению. Но на родине она смогла уйти в подполье и потом уехать. Она была арестована только в августе 2007 года во Франции, где находится в тюремной психиатрической лечебнице.
До этого Марина Петрелла, которой скоро исполнится 54 года, жила во Франции совершенно свободно, пользуясь разрешением тогдашнего президента-социалиста Франсуа Миттерана предоставить ей права политической беженки на условиях, что она больше никогда не будет прибегать или подстрекать к насилию. Бывшая террористка обзавелась новым спутником жизни и десять лет назад родила ребенка. Но после смены власти во Франции ее все-таки год назад арестовали.
Похудевшая за последние месяцы на 20 килограммов Марина страдает тяжелой депрессией на грани суицида и заявляет, что в Италию, власти которой она до сих пор считает «классовыми врагами», вернется «только мертвой». Об этом она сказала первому мужу и соратнику по левацкой группировке Луиджи Новелли, который сам уже отбыл более легкое наказание и впервые за долгие годы навестил ее в тюремной больнице. «Она, -- рассказал он потом журналистам, -- посмотрела мне прямо в глаза и твердо заявила: знаю, что будет сложно противостоять, но в Италию вернется только мой труп, ничего больше». К итальянскому правосудию она доверия не питает.
Нынешний президент Франции Николя Саркози направил на днях президенту Италии Джорджо Наполитано письмо с просьбой помиловать террористку. Саркози сослался на требования гуманизма и попросил об индивидуальном исключении. Между тем женщина, выдачи которой добивается Рим, входила в руководство группировки "Красные бригады", а потому причастна к похищению и убийству 61-летнего Альдо Моро, бывшего премьера и лидера Христианско-демократической партии Италии, а также к убийству его телохранителей.
В Италии еще многие помнят то пасмурное утро 16 марта 1978 года, когда в Риме группа боевиков из «Красных бригад» похитила Альдо Моро, убив его телохранителей. Тело политика нашли только 9 мая, изрешеченным автоматной очередью, в багажнике автомобиля в переулке, почти символически связывавшем штаб-квартиры обеих главных итальянских партий того времени -- Христианско-демократической и Коммунистической. Моро был архитектором сотрудничества между этими партиями, добившись «исторического компромисса». "Бригадисты" его похитили тогда, когда он как раз ехал в парламент, где премьер Джулио Андреотти должен был обзавестись «внешней поддержкой» коммунистов сформированному им правительству, в котором основную роль играли христианские демократы.
С тех пор многие террористы были арестованы по обвинению в соучастии в убийстве Альдо Моро. Некоторые из них были приговорены к разным срокам, в том числе к пожизненному заключению. Но некоторые в бегах или ждут экстрадиции на родину в зарубежных тюрьмах. Эти люди состарились, но многие не отказались от «непримиримости».
Политическая карьера Марины была извилистой, но всегда связанной с левацким экстремизмом. Она дебютировала в группе «Рабочая автономия», соединявшей элементы самого догматичного марксизма-ленинизма с анархизмом. Скоро она перешла в «Красные бригады», мечтавшие совершить в Италии что-то вроде Октябрьской революции. В 1976 году Петрелла и некоторые другие «бригадисты» добились приема на работу в одной из средних школ города Рима и превратили ее в очаг подрывной деятельности.
Впервые она была арестована по обвинению в причастности к похищению Моро вместе с мужем Луиджи Новелли в 1979 году, но в ее пользу сработал один из изъянов итальянской юстиции -- слишком длительные темпы судопроизводства: скоро она была освобождена по истечению срока предварительного содержания под стражей, но с обязательством жить в своей родной деревне Монтереале вместе с мужем и братом. Однако все трое скрылись и ушли в подполье. После этого Петрелла стала членом руководства «Красных бригад» и была снова арестована вместе с Луиджи Новелли 7 декабря 1982-го в Риме, после перестрелки с карабинерами, которые засекли их в автобусе. Но 13 июня 1986 года Петрелла снова на свободе, еще раз из-за истечения пресловутого срока.
Тем не менее в 1988 году третий суд по делу Альдо Моро ее заочно осудил на пожизненное заключение, и приговор был подтвержден четыре года спустя. Другой такой же срок Петрелла получила, все еще заочно, за убийство сотрудника правоохранительных органов, похищение судьи и вооруженное ограбление одного из банков. Такие операции по "самофинансированию" на жаргоне «Красных бригад» назывались «пролетарскими экспроприациями».
После этого Марина сбежала во Францию, пользуясь так называемой «доктриной Миттерана», которая гарантировала убежище итальянским террористам при условии, что они не будут совершать преступлений на французской территории или против интересов Франции. Позже итальянские власти инициировали экстрадицию террористки. Но только 21 августа 2007 года французская полиция арестовала Марину близ городка Аржантей возле Парижа, во время прохождения дорожного контроля. Вскоре апелляционный суд в Версале дал согласие на экстрадицию, которая должна была вот-вот состояться, если бы в дело не вмешался президент.
Джованни БЕНСИ, Рим