В пятницу в Краснодаре впервые за стол переговоров сели все заинтересованные субъекты и объекты регулирования будущего закона о торговле. Чиновники, производители, переработчики и торговцы решали вопросы, от которых буквально зависит уровень жизни подавляющего большинства граждан страны: кто, как и почем будет продавать нам хлеб, молоко и все остальное. Выяснилось, что позиция правительства касательно того, кого нужно защищать и кому разрешать снимать сливки, изменилась.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что закон, первоначально направленный на ограничение монополистической деятельности крупных торговых сетей, нуждается в кардинальной переработке. А осведомленные источники, близкие к правительству, утверждают, что принятие закона в любом виде под вопросом. Уж слишком велики противоречия между сторонами.
Законом о торговле, который два года разрабатывало Министерство экономического развития, на самом верху особенно заинтересовались прошлой осенью, когда стало понятно, что агфляция (аграрная инфляция) стала явно выходить из-под контроля. Крупных ритейлеров решили осадить, тем самым поддержав производителей продуктов питания, малый бизнес и потребителей. Соглашение между крупнейшими торговыми сетями о временной заморозке цен на социально значимые продукты накануне думских выборов, продленное до президентских, проблемы не решало.
В частности, законопроект предусматривал такую меру, как государственное регулирование цен на социально значимые товары. Правда, лишь в исключительных, экстраординарных случаях и на строго ограниченную номенклатуру: хлеб, молоко, мясо, подсолнечное масло, соль и сахар и т.п. Причем ограничения были бы избирательные, на товары, цены на которые резко выросли. В этом случае Минэкономразвития и Минсельхоз должны были провести обстоятельный анализ и изложить его результаты в докладе, направляемом в правительство, которое и вводило бы ограничения. Максимальный срок действия ограничений составил бы 180 дней.
В зависимости от ситуации предлагалось вводить постановлением правительства предельные размеры торговых наценок либо устанавливать фиксированные государственные цены. На введении этой меры особенно настаивал Минсельхоз, где полагают, что торговые наценки в 30--40% на сельскохозяйственную продукцию не позволяют крестьянам получить достойную цену за свои продукты. Против этой меры дружным фронтом выступили торговцы всех мастей и Министерство финансов, объявившие введение наценок «нерыночной мерой».
Другая норма закона -- об ограничении присутствия на рынке -- разделила торговую братию на сторонников и противников. Законопроект должен был ввести понятие доминирования на рынке розничной торговли, направленное на поддержку и развитие конкурентной среды, доминирующим положением считался бы уровень в 15%, которые рассчитывались бы по-разному для промышленных и продовольственных товаров. За компаниями, которым посчастливилось подгрести под себя такую или большую долю рынка, вводился бы особый порядок надзора.
Не стоит и говорить, что главными незаинтересованными силами в принятии такой редакции закона оказались крупные торговые сети. Но Минэкономразвития, а тогда еще и торговли, стояло на своем. Глава ведомства Эльвира Набиуллина рассказала в интервью «Времени новостей»: «Мы считаем важным поддерживать малые торговые предприятия как альтернативу и дополнение торговым сетям. При этом, разумеется, речь не идет о том, чтобы специально ущемлять торговые сети -- это более производительный вид торговой деятельности, это распространение цивилизованной практики в торговле, но нужно ограничивать их монополистическую деятельность».
Все поменялось с передачей функций регулирования торговли в Министерство промышленности и торговли в правительстве Владимира Путина. Глава Минпромторга Виктор Христенко сразу выказал сомнения, что закон нужно принимать именно в таком варианте. «Ключевыми вопросами» в интервью "Времени новостей" он назвал «доступ на российский рынок и равных условий работы на нем. Важнейшая задача в связи с этим, стоящая не только перед нашим министерством, но и перед всей исполнительной властью, -- повышение конкурентоспособности российской экономики. Что означает увеличение присутствия наших товаров, услуг и капитала как на внутреннем рынке, так и на внешнем».
Соответственно подход к проблеме несколько изменился. Но насколько кардинально он поменялся, стало понятно в прошлую пятницу. Правительство полностью отвергло разрабатываемый законопроект о госрегулировании и торговле и намерено подготовить новую редакцию, заявил куратор торговли в кабинете министров первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Первая редакция закона была отвергнута, необходимо работать над новой редакцией, которая бы носила прозрачный характер для всех звеньев сети», -- сообщил он по итогам совещания с производителями сельхозпродукции, переработчиками и представителями торговых сетей в Краснодаре.
Государство все-таки прислушалось к торговцам, которые корректно говорят «что этот закон необходим, но он должен быть направлен не на ограничение, а способствовать развитию». А главной причиной роста цен на продовольствие г-н Шувалов назвал низкий уровень конкуренции в торговле. «У нас в два раза меньше площадей на тысячу человек, чем в странах Евросоюза», -- пояснил первый вице-премьер. По итогам заседания производители, переработчики и сети «договорились сесть за стол переговоров и выработать правила работы, которые являлись бы недискриминационными, справедливыми и были бы направлены на увеличение инвестиционной привлекательности», заявил он.
Эта позиция полностью совпадает с точкой зрения Минпромторговли. Заместитель главы ведомства Андрей Дементьев рассказал перед совещанием, что проект закона «по большей части потерял свою актуальность», а некоторые его пункты уже выполнены в законе «О защите малого бизнеса». «Мы должны написать правила игры для торговли, не подгоняя их под антимонопольное законодательство», -- заявил Андрей Дементьев. Сравните это заявление с ограничением «монополистической деятельности» торговых сетей, о котором говорил прежний МЭРТ. «Что касается торговых сетей, то, на наш взгляд, их не много, а мало. Цены в сетях ниже, чем в целом по стране, а качество продукции и уровень обслуживания выше. В России площадей, на которых можно размещать как большие торговые центры, так и магазины малого и среднего бизнеса, в 4--6 раз меньше, чем в Европе, и в 10--12 раз меньше, чем в США.
Фактически Минпромторг готов развернуть ситуацию в пользу развития крупных торговых сетей. На такой разворот ведомство, только-только входящее в тему, попросило время. Теперь в кабинете министров новую версию законопроекта ждут к 1 декабря этого года. Но, судя по некоторым замечаниям осведомленных лиц, есть вероятность, что принятие закона не просто отложится, а отменится. Как ни странно, это было наиболее логичным завершением многоходовой комбинации: и производители сыты обещаниями, и торговые сети целы.