|
|
N°47, 19 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Философия чуда в перьях
Проект «Витас» выпустил новый альбом
Год назад, когда карьера Витаса только начиналась, один мой знакомый пиарщик восхищался КПД, с которым работает команда певца. «А вдруг проект провалится?» -- наивно усомнился я. «Не провалится! -- авторитетно заявил мой знакомый. -- Они уже все сделали». Сказано это было до того, как Витас начал давать концерты, точнее -- в первые дни ротации клипа «Опера №2». Пиарщик был прав. Еще до выхода проекта в жизнь почва была так удобрена, что урожай можно было собирать до посева. Точнее, рубить капусту. Без-году-неделя певец в одночасье оказался высокооплачиваемым артистом с плотным гастрольным графиком. В столице Витас не выступал, но про его провинциальные шоу менеджемент рассказывал тако-о-о-е, что хотелось хоть одним глазком взглянуть на эту красоту. Удобный случай представился на «Славянском базаре в Витебске».
Шоу Витаса, при всем техническом оснащении и идеальной работе статистов, напоминает, как бы помягче выразиться... мешанину. Ваш обозреватель далек от театра и изобразительного искусства, но даже мне очевидна механистичность соединения штампованных образов венецианского карнавала, комедии дель арте, ретро-футуристических триллеров и прочего натасканного откуда ни попадя «добра». Говорят, что Витас уникален, ни на кого (и ни на что) не похож, но если определять его визуальный образ, он -- Пенкин. Только очень «продвинутый» -- с большим бюджетом и командой, которая умеет превращать безвкусицу в «постмодернизм», точно зная, что не все способны отличить глубокую и парадоксальную натуру от чудика, а чудо -- от «чуда в перьях».
На том же «Базаре» Витас спел «вживую» изумительную пауэр-балладу Александры Пахмутовой «Белый аист летит» (более известную как «Молодость моя, Белоруссия»). Подставился парень сказочно -- с этого момента желтая пресса мочит его почем зря, так как выяснилось, что голос у «выдающегося певца» не поставлен вовсе -- жидкий тенорок, слабая атака, неверное интонирование. При этом в альбоме и на «фанерных» концертах вокал звучит подозрительно правильно. Справедливости ради надо отметить, что свой фирменный вокализ Витас поет сам. Ну что же, таланты разные бывают -- кто ультразвуком поет, кто ушами шевелить умеет...
Пахмутовская «Белоруссия» вошла в новый альбом Витаса «Улыбнись» (Iceberg/Real). Еще туда вошли шубертовская Ave Maria, романс «Отцвели хризантемы» (из сериала «Азазель»), а также несколько неплохих собственных песен. Если очень хочется слушать Витаса, то, во-первых, не надо смотреть его шоу, во-вторых, не стоит слушать его живьем. Потому что без этой мишуры его альбомы -- нормальная эстрада (диско, «новая волна») с набором расхожих образов: восковые фигуры, холодные глаза, пустые города, край неба и прочие бабочки-дождики. Проекту хронически не хватает доброго юмора и самоиронии, хотя в пресс-релизе обещалось, что новый альбом будет полон «песен-улыбок», которые есть «светлые, прозрачные, по-хорошему простые композиции». Заявка тем более благородная, если знать, что сделать «по-хорошему простое» -- это адски сложная задача. Дурашливо-веселой получилась песня «Счастье», но в целом атмосфера альбома холодна и бесчувственна, как воздух в комнате, где не живет никто, кроме кондиционера. Это, конечно, сугубо личное восприятие, но ведь попса (от которой тщательно открещивается Витас) тем и отличается от не-попсы, что первая делается для всех, а вторая -- для каждого.
Александр БЕЛЯЕВ