Время новостей
     N°134, 28 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.07.2008
Кажется -- креститься надо
«Секретные материалы. Хочу верить» на московских экранах
В Западной Виргинии исчезает женщина -- агент ФБР: все улики говорят, что к ней было применено насилие, но жива она или нет -- неизвестно. На том, что поиски все еще небесполезны, настаивает обуреваемый соответствующими видениями экстрасенс Джозеф Криссман (Билли Коннелли). Но когда федеральные агенты идут по указанному им маршруту, то вместо своей сотрудницы находят под снегом отрезанную руку. Мужскую. И со следами транквилизатора для собак. Положение усложняется еще и тем, что Криссман не только ясновидящий, но и а) бывший католический священник и б) педофил, осужденный за совращение трех с лишним десятков мальчиков. Так что фэбээровцам не остается ничего, кроме как заявиться в детскую больницу, где работает их бывшая коллега Дана Скалли (Джиллиан Андерсон), и убедить ее найти единственного человека, который способен внести ясность в это дело. Того единственного, кто еще не перестал верить. То есть Фокса Малдера (Дэвид Духовны) собственной персоной.

За время, пока он оставался за кадром, экс-агент успел отрастить огромную бороду, но все так же продолжает медитировать на фотографию своей сестры, вроде бы похищенной некогда инопланетянами, и пришпиливать к стенам кабинета вырезки из бульварной прессы, где, как известно любому уважающему себя конспирологу, и прописаны в подробностях все тайны этого мира. Неохотно, но он все-таки принимает предложение бюро -- и вот уже паранормальная пара углубляется с головой в расследование.

Как в старые добрые времена -- теперь, к слову, и впрямь почти уже былинные. С момента, когда на экраны мира вышел первый полнометражный фильм на основе сериала «Секретные материалы» («Битва за будущее» (1998) Роба Боумана), прошло ровно десять лет. И, честно говоря, все это время об агентах ФБР, занимающихся поиском лежащей «где-то рядом» истины, вспоминали не то чтобы ежеминутно. Возвращения многих других героев (от Индианы Джонса до Хеллбоя) ждали с куда большим нетерпением. А здесь -- тишина. Будто и не было никогда никаких Малдера и Скалли, а так -- некая массовая галлюцинация, развеявшаяся, как дым от сигареты Курильщика (был в «Материалах» и такой противоречивый персонаж из закромов мировой закулисы). Был культ, да сплыл. И, судя по всему, создатели нового фильма (а во главе их стоит собственно создатель бренда режиссер и продюсер Крис Картер) вынуждены были это признать.

Поэтому никакого крупномасштабного возвращения не произошло. Вообще основное впечатление от «Хочу верить» -- как будто ни с того ни с сего в кинотеатре вдруг показали некий эпизод «Секретных материалов», который ты некогда пропустил по телевизору. Причем эпизод не самый топовый -- ничего сверхъестественного в фильме нет, все тайны и загадки обретают вполне земное объяснение (кроме разве что того факта, что отец Джозеф на самом деле что-то там разглядел, а на месте преступления расплакался кровавыми слезами), пришельцы не появляются даже в перспективе, а главными злодеями оказываются вполне обыденные торговцы донорскими органами. С ними, впрочем, тоже не все однозначно -- если судить по сайтам, через которые Скалли докапывалась до правды, врачи-убийцы родом из России, но на деле они выглядят какими-то совсем уж фантомными «иностранцами в принципе». Зовут их совершенно невообразимо -- много ли среди ваших знакомых россиян людей с именами вроде Janke Dacyshin или Franz Tomczeszyn (господи, как же это произносится-то!), да и разговаривают они между собой (во всяком случае в дублированной отечественной версии) на каком-то не поддающимся ни малейшей идентификации суржике, в котором слышатся отзвуки любого на свете языка, кроме русского. Но как бы там ни было, интрига не выходит за рамки обыденного расследования, вроде тех, что чуть ли не каждый день можно лицезреть в качественных криминальных сериалах вроде «Места преступления». Практически ни одна из основных мифологем сериала не то что не раскрыта, но даже и не упомянута. Спецэффекты не идут дальше относительно крупно показанных внутренних органов. В общем, свежо предание, да верится с трудом.

Но самое удивительное в картине случается незадолго после начала, когда Малдер и Скалли оказываются волею судьбы под одним одеялом и обсуждают нюансы дела, за которое они взялись. Ладно уж, их совместное и явно неодетое пребывание на одном ложе еще можно как-то объяснить (ведь все время их пара отличалась завидным целомудрием, и поцелуй в финале «Битвы за будущее» анонсировался в свое время как бронебойный прорыв). Но, если внимательно слушать их беседу и при этом верить своим ушам, то становится ясно, что за десять прошедших лет они не просто сблизились до невероятности, но даже и заимели сына, который, судя по всему, прожил совсем недолго. Вот где кроется истинная конспирология и теория заговора! Вот где тайна! Вот где истина! Но, к сожалению, то, что на самом деле могло стать основой увлекательнейшего сюжета, так и осталось загадкой, мимоходом брошенной в паре ничего не значащих фраз. И агенты ФБР, увы, так и остались ровно тем, чем они кажутся.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино