|
|
N°134, 28 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экспансия дебютантов
Зальцбургский фестиваль делает ставку на оперную молодежь
Открывшийся с помпой в выходные крупнейший музыкальный фестиваль мира, несмотря на участившиеся в последние годы неблагоприятные прогнозы, по-прежнему диктует вкусы и определяет моды. Выступить на родине Моцарта в жаркое летнее время считается почетным для любого музыканта, как и для любого слушателя столь же почетным, хоть и малоприятным занятием считаются в удушающее зальцбургское лето прогулки во фраках и вечерних платьях к фестивальным площадкам. Когда-то здесь бушевал скандалист Жерар Мортье, после чинной и глянцевой эпохи Герберта фон Караяна учинивший здесь настоящую революцию и впустивший в священные пенаты режиссерский авангард и неомодерн. Его в кресле интенданта сменил более осторожный Петер Ружичка, который в свою очередь уступил место вполне респектабельному консерватору-режиссеру Юргену Флимму. Но кто бы ни «рулил» фестивалем, интерес к нему не угасает -- здесь происходит все самое интересное и актуальное.
Может быть, сейчас в Зальцбурге не время театральных открытий и режиссерских откровений -- за исключением ярко дебютировавшего здесь два года назад австрияка Клауса Гута (поставившего тонкий и сложный спектакль по «Свадьбе Фигаро» Моцарта), которому в этом году доверили «Дон Жуана», никаких важных новаций в Зальцбурге не замечено. Зато по части вокальной Зальцбург-2008 как никогда ярок -- здесь много талантливой и амбициозной оперной молодежи, и не один десяток певцов и певиц, выступив на местных подмостках, имеют шанс проснуться знаменитыми и занять почетное место в рядах мега-звезд мировой оперы, как это случилось несколько лет назад с Анной Нетребко. Нетребко, к слову, должна была блистать в этом году в «Ромео и Джульетте» Гуно на пару со своим фирменным партнером Роландо Виллазоном: но беременность изменила планы примадонны, и теперь вместо нее выступает практически никому не известная грузинская певица (сопрано) Нино Мачаидзе -- девушка явно с большим потенциалом, если в списках будущих ангажементов значатся La Scala и Metropolitan Opera. В упомянутом выше «Дон Жуане» с большим нетерпением ожидается дебют знойного уругвайского баритона Эрвина Шротта, бойфренда La Netrebko и одного из самых харизматичных певцов своего поколения -- в роли Лепорелло он, как говорят, рискует затмить самого Дон Жуана (английский баритон Кристофер Мальтман); оттеняют двух соперников молодые зальцбургские фаворитки -- Аннетте Даш (Донна Анна), Доротея Решманн (Донна Эльвира) и Екатерина Сюрина (Церлина). В другом моцартовском спектакле -- «Волшебной флейте» -- дебютирует победительница последнего конкурса им. П.И. Чайковского Альбина Шагимуратова -- ее Царица ночи составит ансамбль с такими многоопытными моцартовскими певцами, как Михаэль Шаде (Тамино), Гения Кюмайер (Памина) и Франц-Йозеф Зелиг (Зарастро). Еще одна молодая россиянка -- Марина Поплавская -- предстанет перед взыскательной публикой в роли Дездемоны в вердиевском «Отелло», причем ее мавром будет солист Латвийской национальной оперы, знакомый Москве Александр Антоненко. Наконец, еще одного нашего соотечественника -- звезду Мариинки, баса Михаила Петренко -- можно будет увидеть и в «Отелло», и в «Ромео и Джульетте».
Столь мощная экспансия молодежи -- несомненный признак глобальных изменений в самой структуре мирового музыкального бизнеса: здесь читается и желание привлечь новую аудиторию, и стремление сделать оперу актуальным, реалистичным жанром, и невольная зависимость от всегда молодящегося шоу-бизнеса. Но Зальцбург не был бы Зальцбургом, если бы здесь была только ярмарка подрастающих талантов: во всем, что выходит за пределы оперной афиши, царит покой и респектабельность. Венский филармонический оркестр, как ему и положено, выступает только с маститыми мэтрами (в этом году это Пьер Булез, Даниэль Баренбойм, Риккардо Мути, Марисс Янсонс и Эса-Пека Салонен); сольные концерты дают только корифеи (Григорий Соколов, Аркадий Володось, Маурицио Поллини, Кристифн Циммерман), лидерабенды отпевают только патриархи (Маттиас Герне, Ян Бостридж, Кристина Шэфер, Томас Квастхофф). Более или менее то же меню публика, положа руку на сердце, дегустирует каждый год. Однако такое количество первостатейных событий в масштабе крошечного городка, по своим размерам уступающего иным московским микрорайонам, делает фестиваль настолько неповторимым и притягательным, что, побывав здесь один раз, среднестатистический любитель музыки, словно завороженный, хочет вернуться сюда вновь.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ