|
|
N°134, 28 июля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Искупаться -- это если повезет"
Калининградская область надеется на туристов-охотников и жителей Крайнего Севера
Власти Калининградской области упорно пытаются сделать регион привлекательным для туристов. С индустрией развлечений, качественным сервисом, инфраструктурой тут не все гладко, как хотелось бы, еще есть к чему стремиться. Раньше чиновники всерьез думали, что калининградские курорты смогут конкурировать с латвийской Юрмалой, которую уже давно облюбовал столичный бомонд для своих концертов и отдыха. Ожидали, что к 2010 году в область будет приезжать по 1,5 млн отдыхающих. Теперь время превращения Калининграда в туристическую Мекку сдвинули до 2013 года, когда, согласно планам, в область приедут почти 1,4 млн человек. Пока эти планы кажутся ненаучной фантастикой.
В областном правительстве хотя и забыли о Юрмале, но зато «родили» иные, более оригинальные идеи. Там ждут массового нашествия туристов после того, как заработают особая турзона на территории национального парка «Куршская коса» и рекреационная зона с игорным сегментом возле поселка Поваровка в Зеленоградском районе. Игорная пока «буксует», нет ни концепции ее развития, ни желающих такой документ подготовить. А вот с туристической зоной дело постепенно двигается -- определена компания, которая разработает проект планировки этой территории. Конкурс выиграл столичный НИИ «Курортпроект». По условиям контракта на планировочные работы (цена вопроса -- почти 55 млн руб.) отводится не более 255 календарных дней. Компании-победителю предстоит решить, где и какие инфраструктурные объекты необходимо размещать на Куршской косе.
Под турзону выделено четыре участка общей площадью 317 гектаров. Для состоятельных туристов решено построить несколько пятизвездочных бунгало (в общей сложности на сто номеров) в лесу возле поселка Морское на Куршской косе. Рядом с КПП нацпарка разместят трех- и четырехзвездочные гостиничные комплексы на 500 номеров. Построят отели (на 350 мест) и в поселке Рыбачий (самом крупном на косе) -- их, предположительно, выполнят в этнографическом стиле. Отдыхающих намечено развлекать катанием на яхтах, рыбалкой, релаксированием в SPA-центрах и наблюдением за дикими животными.
Претворить все это в жизнь задумано в течение ближайших пяти лет. Но калининградские власти не намерены столь долго томиться в ожидании туристов -- уже сейчас есть амбициозные планы по их привлечению. Обсуждению на своем последнем заседании члены регионального правительства посвятили почти полтора часа.
Для начала решено как следует пропиарить туристические возможности региона. По мнению губернатора Калининградской области Георгия Бооса, реклама должна быть массированной и «агрессивной». Он полагает, что заняться этим следует профессиональному рекламному бюро, которое способно среди жителей «большой» России представить Калининградскую область в лучшем свете. «Надо добиться, чтобы нас знали везде. И чтобы каждая уважающая себя российская турфирма имела у себя предложения по отдыху в нашем регионе», -- сказал г-н Боос.
Основная целевая группа -- 30--40-летние жители тех российских городов, в которые у местной авиакомпании «КДавиа» есть прямые рейсы (Казань, Екатеринбург, Волгоград и другие). «В Москве и Санкт-Петербурге о нас в принципе знают, а вот дальше -- нет. И именно там наш клиент», -- полагает начальник отдела туризма Марина Друтман, идею которой глава региона нашел здравой (то время, когда область радовалась пожилым германским туристам, ностальгирующим о Восточной Пруссии, давно прошло). По ее мнению, Калининградской области не стоит позиционировать себя в качестве лишь курорта. «Погода у нас не та. Прошлым летом многие уезжали потому, что были затяжные дожди, и людям нечем заняться. Поэтому наш конек -- оздоровительные процедуры, бизнес-туризм, ну а позагорать и искупаться -- это уж если повезет», -- добавила г-жа Друтман.
Нынешнее лето тоже не балует: немного солнца в прохладной воде -- это типично по-калининградски. «Сейчас на побережье не все отели заполнены. Зато отличные показатели демонстрируют гостиницы Калининграда -- уже в феврале они были заняты под разного рода конференции и прочие бизнес-мероприятия. Некоторые переоборудуют люксы под конференц-залы. Даже «Газпрому» у нас так понравилось, что они прислали благодарность!» -- сообщила г-жа Друтман.
Пока же пиар собственных туристических возможностей Калининградской области оставляет желать лучшего -- в Москве, например, висят 50 билбордов с соответствующей рекламой, но на столь гигантский город с его обилием уличной рекламы этого явно недостаточно. «А еще столичный канал ТВЦ 17 августа покажет передачу о Калининградской области. Время, правда, не совсем ходовое -- в воскресенье около семи утра», -- сообщила первый заместитель министра экономики областного правительства Александра Смирнова. По ее мнению, для Калининградской области нужно придумать какой-нибудь толковый лозунг, способный превратиться в узнаваемый бренд. «Ну вот, например, «Знал бы прикуп -- жил бы в Калининградской области», что-то такое», -- пояснила свою мысль чиновница.
Еще более свежая идея пришла в голову министру развития инфраструктуры Александру Рольбинову. По его мнению, капризной калининградской погоде будут рады те, кто живет в холодных краях. «Люди из регионов Крайнего Севера -- они же в вечной мерзлоте, и отдыхать где-нибудь на «югах» им тяжело. А у нас -- в самый раз. Может, надо делать целевую рекламу, ориентированную именно на них?» -- предложил г-н Рольбинов. Но его мысль осталась без внимания -- чиновники, видимо, представили, как калининградское взморье заполонили отдыхающие чукотские оленеводы в пляжных белых штанах, и не нашлись, что ответить.
Речь зашла и об охотничьем туризме -- заядлый охотник г-н Боос заверил, что это натуральная золотая жила для Калининградской области. «Мы можем в год принимать по нескольку миллионов человек, заинтересованных именно в охоте», -- сказал губернатор. Сейчас, заметим, в регионе и миллиона человек не насчитается вместе со стариками и младенцами. А уж зверей и того меньше.
Уполномоченная по правам человека Ирина Вершинина предложила более активно продвигать отдых в кемпингах. «Поехал человек на природу, разбил палатку в кемпинге и отдыхает. У нас такого почему-то нет», -- сказала она. Г-жа Друтман ответила, что недавно один такой кемпинг появился, но уж больно «кусачий» -- по 100 долл. берут за место. «Так что -- да, кемпингов, можно сказать, нет», -- резюмировала она.
Не все в порядке и с гостиницами -- подавляющее большинство местных отелей вешают на свои фасады столько звезд, сколько хотят, не понимая, что их надо подтверждать набором конкретных услуг. Вспомнили и о хилой индустрии развлечений -- чем заняться, если на улице дождь и загорать нельзя? Даже о местном сайте, рассказывающем о перспективах туризма, поговорили -- он, как выяснилось, давно не обновляется, а от этого туристическая привлекательность региона страдает. Через два месяца чиновники решили о туризме поговорить еще раз -- к тому времени «высокий» туристический сезон как раз завершится.
Вадим СМИРНОВ, Калининград